Структура философии техники – это взаимодействие различных направлений технической онтологии, аксиологии и гносеологии, тесно объединенных между собой.

Итак, структурная часть философии техники представлена:

  • Онтологией.
  • Аксиологией.
  • Гносеологией.

Сама техника представлена исторически развивающейся совокупностью тех средств, которые создаются человеком (речь может идти об орудиях, навыках, даже знаниях) и помогают людям в реализации и преобразовании естественных, а также искусственных материалов, процессов и явлений, которые способствуют удовлетворению потребностей.

Человеческая техническая деятельность появилась одновременно с возникновением человека. Техника, в сущности, представляет собой уникальное средство, ответственное за преображение той среды, которая окружает человека. Рассматриваются природные, а также социальные проявления.

Начало технической философии

Что касается непосредственно философии техники, то данное определение впервые выдвинулось Э.Каппом в одной из его работ. Несмотря на принадлежность того же Каппа, Дессауэра, а также Энгельмейера к разнообразным философским течениям, все они занимались изучением значения и онтологических проекций технических средств, придерживаясь к натурализму.

Например, Капп исследовал возможности технических средств исходя из непосредственных природных возможностей, и полагал, что машина представляет собой проекцию человеческих органов, определенное продолжение эволюционных природных процессов.

По мнению Дессауэра техника является не обычным использованием природных законов, а обладает самостоятельным смыслом благодаря реализации бытийных возможностей, заложенных Создателем в саму природу.

Онтологические проблемы

Некоторые мыслители, вроде Хайдеггера, Мэмфорда или Николая Бердяева разрабатывали онтологические проблемы и обращали внимание на ценностные и антропологические проблематики. Этими учеными поднимался вопрос, связанный с взаимосвязями технического прогресса и человеческой судьбы.

Например, Ясперс считал технику абсолютно новым фактором для людской истории, полагал, что ее потенциал огромен и имеет не только материальные, но и духовные возможности. Однако в техническом цивильном мире человек является сырьем, которое подлежит последующей обработке. Невозможность освободиться от такого мира приводит к потере личностного начала.

По мнению Ортеги-и-Гассетта, развитие техники определялось появлением человека, направленного на массовое потребление. Это случилось в двадцатом веке. Не менее влиятельными оказались идеи, выдвинутые экзистенциалистом Хайдеггером. По сравнению с традиционной натуралистической идеей его философия техники рассматривала скрытое значение техники, определенное природным «понуждением». Имеется в виду беспроблемное применение природных ресурсов в виде какой-нибудь техники.

Новое направление

Техника является универсальной ценностью и может вырастать из материалов, созданных природой. Однако она включена в человеческое бытие, являясь его неизменной частью. Опасности же современной культуры заключаются не в технических средствах, а в том ,чтобы относиться к ней, как к фетишу, не понимать ее онтологию.

Предмет такой науки впервые был определен примерно в шестидесятые годы, когда вовсю развивалась НТР. Время прекрасно показало, чем обуславливается развитие наук.

Сегодняшняя философия техники является такой исследовательской областью, которая напавлена на то, чтобы осмыслить:

  • Техническую природу;
  • То, как техника влияет на социум и человека.

Проблемы технической философии

Структурное формирование подобной философии подразумевает решение следующих проблем:

  • Что представляет собою техника.
  • Может ли техника быть угрозой для человеческого будущего.
  • Возможно ли управление техническим развитием.
  • Какова специфика технических знаний.

Одними из мыслителей, представлявших философию техники, были Ионас, Бек, Рапп и так далее. Они разрабатывали методики технических знаний, работали над структурой философии техники и технических мыслительных процессов, особенное внимание уделяли тому, как соотносятся между собой техника и философская наука.

Акцентировалось внимание на неоднозначности тех последствий, которые могут быть от технического и технологического развития, что помогало еще глубже развивать философские и этические проблемы.

Техника толковалась в качестве абсолютно новой жизненной среды для человеческого существа, куда обязательно включались все возможные реалии – и экономика, и культура, и социология.