Философская антропология является особенным философским учением, изучающим природу и человеческую сущность.

Соответственно, задачи философской антропологии связаны с определением:

  • Значения человека в окружающем мире;
  • Основных взаимосвязей человека и окружающего мира.

История науки философской антропологии

Эта философская отрасль серьезно совершенствовалась в начале двадцатого столетия, когда исследованиями в этой области начал заниматься немец Макс Шелер. Немалый вклад сделали такие исследователи, как Плесснер и Геллен. Само возникновение такого философского раздела считается итогом постепенного развития философской науки о человеке.

По мнению исследователей, появившаяся философская антропология должна была соединять научные исследования разных областей окружающего бытия с постижением его в философском плане. Соответственно, такая наука предполагает метафизическое происхождение человеческого индивида, рассматривая физическое, психическое, а также духовное начало.

Интересно, что некоторые истоки данной философии можно отыскать еще в трудах Ницше, когда он указывал на отсутствие биологического совершенства у человека. Как указывал этот великий немецкий мыслитель, человек представляет собой «несостоявшийся биологический тип».

Задачи науки философской антропологии

Вместе с тем философская антропология является сложным и противоречивым явлением, заключающим в себе сразу много школ, которые соперничают между собой, временами представляющих противоположные точки зрения.

Можно отметить несколько главных смыслов, которыми обладает философская антропология. Представители мыслительной школы, занимающейся философской антропологией, занимались соединением онтологических, естественнонаучных, а также гуманитарных областей, связанных с человеческим бытием и их философского постижения.

Разработка вопроса человеческой сущности может считаться одной из принципиальных задач философской антропологии. Некоторые исследователи (Херстенберг, в частности) уточняли, что представленная антропология является учением о человеческом индивиде, если рассматривать его с бытийной точки зрения человека. Это существенно отличает ее от остальных научных дисциплин, изучающих человека.

Сущностные идеи, по мнению разных исследователей, могут быть различными. Например, Шеллер полагал, что она заключена в антропологическом дуализме жизненного образа и человеческого духа. Определение человеческой сущности напрямую связано с его положением в окружающем бытии.

Получается, что вышеуказанный дуализм выступает сущностной человеческой характеристикой, доказывающей особенное положение индивида в бытии. Человеческая жизнь представлена способом такого дуализма, соединяющим человека с остальным органическим миром. Для этого дух человека должен предстать принципиальным жизненным элементом.

Статус человеческого индивида может определяться в последующей перспективе благодаря соотношению самого человека и остальных факторов органичного мира. При этом подчеркивается становление психических истоков, среди которых следует выделить чувственный порыв, инстинкт, ассоциативную память, а также практический интеллект.

Человеческий дух

В человеческой жизни содержатся подобные варианты отношения человека к окружающему миру. Как представлял ситуацию Шеллер: человек представляет собой животное, которое было и остается представителем животного царства. Вместе с тем нельзя не говорить о существенных различиях между человеком и другими представителями животного мира. Основное различие касается наличия духа у человеческого индивида.

Пожалуй, самым базисным свойством духа можно считать его общую открытость. Дух человека может преодолевать существующие границы среды и выходить в открытые сферы, полностью осознавая их в качестве отдельного или же общего мира.

Выходит, что сущностная специфика человека непосредственно связана с антропологической онтологической свободой. Дух предстает в качестве объективности, выдяляясь такими характеристиками, как:

  • Интеллектуальное познание;
  • Эмоциональное восприятие окружающего мира.

Здесь же можно говорить о личностном характере человеческого духа, поскольку личность представляет собой сущностную и единственную форму его существования.