В самом общем виде христианскую теологию можно охарактеризовать как попытку христианского сообщества теоретически прояснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. А это знание есть в своей основе и в своих общих контурах то знание, которое дал сам Бог. Другими словами, теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания "богооткровения", засвидетельствованного в Св. Писании.

1.1. Предметная область христианской теологии — это Бог, его отношение к бытию, миру и человеку, а также "верующее сознание" христианина. В принципе объектом рассмотрения в христианской теологии может становиться любое природно-космическое, социально-историческое или индивидуально-жизненное явление, если оно рассматривается в соотнесении с Богом. Это означает прежде всего, что такое явление предстает в тварном статусе, т. е. как явление, или непосредственно сотворенное Богом, или допущенное им к существованию.

Важнейшим конституирующим принципом христианской теологии является признание Иисуса Христа в качестве определяющего свидетельства откровения Бога. Все теологические направления, как в истории, так и современные, исходят из того, что их задача заключается в осмыслении личности и деяния Иисуса Христа как основополагающей данности христианской веры. Другими словами, все направления теологии исходят из откровения Бога в Иисусе Христе. Соответственно всякая христианская теология предполагает определенный минимум исторических высказываний, связанных с Иисусом Христом. В связи с этим можно утверждать, что базисным условием христианской теологии, именно как христианской, является возможность интерсубъективных, соответственно возможность — при определенных предпосылках — теоретических высказываний о событии богооткровения в Иисусе Христе.

Христианская теология связана с жизнью христианского сообщества, с его традициями и институтами. Теология есть причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры. Основным моментом в данной характеристике является "причастность". Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения.

В соответствии с фундаментальными представлениями христианства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это обстоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, рациональности из теологии. Правомерно, на наш взгляд, говорить о рациональности теологии как об определенной специфической рациональности, находящейся в сложных и многообразных отношениях с тем или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями.

1.2. Теология христианских конфессий представляет собой весьма плюралистическое образование. Плюралистичность теологии обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.

Прежде всего сохраняется конфессиональное членение теологии. Экуменические усилия и тенденции нашего времени смягчают и релятивизируют конфессиональные различия, но не снимают их. Ситуация конфессионального "фундаментального выбора" продолжает оказывать влияние на теологическую работу. Концептуальный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обществу. Разумеется, теологический плюрализм является также отражением социальных позиций и интересов церквей, отдельных церковных группировок, а также отражением, если говорить о запад

ном мире, ситуации теологии в университетско-академическом мире. Наконец, теологический плюрализм — это многообразие отдельных дисциплин, образующих теологический комплекс христианских конфессий.

Теология христианских конфессий обладает энциклопедической структурой. Это совокупность различных по объекту и методам теологических дисциплин, находящихся в определенных отношениях и образующих определенное структурное единство. В рамках этого единства вычленяется ряд дисциплинарных комплексов. Такие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, которая включает круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающие соответственно Ветхий и Новый завет; историческая теология, которая является церковной историей, подразделяемой на дисциплины в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фунда-ментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика.

Здесь представлена более или менее устоявшаяся, в каких-то отношениях даже классическая классификация. Разумеется, нередко встречаются те или иные модификации, состоящие в основном либо в иных обозначениях указанных здесь и некоторых других теологических дисциплин, либо в другом соподчинении отдельных дисциплин. Эти модификации связаны главным образом с конфессиональными, региональными и страновыми различиями.

При всех вариациях дисциплинарного членения теологического комплекса, связанных с конфессиональными особенностями и внут-риконфессиональными дифференциациями, можно четко вычленить три основных направления теологической работы: экзегетическое и историческое; догматико-систематическое; практическая теология.

Все теологические дисциплины так или иначе используют философию, социальные, гуманитарные, а в некоторых случаях и естественные науки. Экзегетические и исторические дисциплины обращаются главным образом к историко-филологическим и герменевтическим методам. Систематическая теология опирается преимущественно на разнообразные философские построения и методы. В практической теологии находят широкое применение гуманитарные и социальные науки.

1.3. Философско-теоретический инструментарий в той или иной форме применяется практически во всех разделах и компонентах теологического комплекса христианских конфессий. Даже в наиболее "нетеоретичных" дисциплинах используются те или иные компоненты логики, философии языка, самым активным образом применяются подходы и методы философской герменевтики, теории аргументации и т. п.

Тем не менее можно выделить две основные функции философии, соответственно два основных способа использования философии в христианской теологии. Первая функция философии связана с разработкой того, что можно назвать "теоретическим самопониманием теологии". Вторая функция заключается в причастности философии к разработке центральных положений теологической доктрины. Речь идет главным образом об использовании философии в разработке "догматической проблематики".

Обе эти функции так или иначе связаны с систематическим разделом теологии, или систематической теологией. Соответственно, с точки зрения темы нашей работы наибольшего внимания заслуживают проблемы, связанные с ролью философии в разработке систематической теологии христианских конфессий, прежде всего в догматическом учении.

В 1600 г. реформатский теолог Б. Кекерманн вводит понятие системы в раннепротестантскую теологию. С начала XVII в. понятие "систематическая теология" служит в основном для обозначения так называемой школьной или академической теологии. При этом с самого начала остаются спорными характер отграничения систематической от библейской теологии, а также сфера ее компетенции.

В сегодняшнем теологическом словоупотреблении понятие "систематическая теология" обозначает, прежде всего, самостоятельную теологическую дисциплину или совокупность нескольких дисциплин, относительно независимую по отношению к экзегезе или библейской теологии, истории церкви и практической теологии. Эта дисциплина возникает в связи с изменениями в понимании науки, в процессе которых и теология внутренне дифференцируется параллельно усиливающейся дифференциации отдельных наук. Само понятие, функции и членение систематической теологии определяются довольно разнообразно. Однако при всех конфессио

нальных и внутриконфессиональных различиях систематическая теология, особенно современная, решает фундаментал-теологичес-кие, догматические задачи, а также разрабатывает теолого-этичес-кую проблематику.

Во всех разделах систематической теологии самым активным образом всегда использовалась философия. Мы сосредоточим внимание на функциях философии по обоснованию теоретических притязаний теологии, а также на основных моментах в использовании философии в качестве содержательных компонентов догматических построений.

Философия чаще всего служила предпочтительным средством рефлексивного обоснования теоретических притязаний теологии, и именно философия всегда была важнейшим содержательным средством реализации теоретико-познавательных притязаний теологии.

Пунктом схождения, некоей общей зоной выделенных основных способов использования философии в рамках догматико-сис-тематической теологии можно считать то обстоятельство, что современные догматические концепции, в первую очередь учения о Боге, включают концептуализацию условий возможности "говорения" о Боге. Иными словами, теологическое учение о Боге содержит или предполагает рассуждение о собственных основаниях или, по крайней мере, условиях.

Кроме того, значение систематической теологической рефлексии определяется еще и тем, что она образует связующее звено, своеобразный мост между Св. Писанием и традицией, содержания которых являются обязательными для христианского сообщества, и теми вопросами и проблемами, что возникают, исходя из современного состояния культуры.