Антропология (от греч. апШгоров - человек) в широком смысле слова означает совокупное теоретическое знание о человеке, разрабатываемое в науках, философии и теологии. Соответственно существуют и различные антропологии — научная, философская и теологическая. Каждая из этих антропологии внутренне дифференцирована, способна использовать ресурсы других областей антропологического знания.

Крайне затруднительно говорить, по меньшей мере в настоящее время, о единой научной, единой философской или единой теологической антропологии. В то же время каждая из них обладает относительно единой проблематикой, которая задается в конечном счете определенными базисными представлениями о человеке, а также основополагающим теоретическим способом рассмотрения человека.

1.1. Научная антропология - это совокупность исследований человека, осуществляемых различными науками. Такие исследования можно разделить на две группы. К первой относятся те, где предметом изучения становятся отдельные аспекты "природы человека", а ко второй - исследования, идущие от различных контекстов существования человека к нему самому. К первой группе можно отнести физическую, или соматическую, медицинскую антропологию, а также антропологию, изучающую психическую и духовную деятельность человека; ко второй — социальную антропологию в широком смысле, культурантропологию. Каждая из этих антропологий образуется определенной совокупностью наук.

Проведенное здесь разделение весьма условно — поскольку всякое научно-антропологическое исследование, как правило, многотемно, соответственно в нем используются результаты и методы других областей научно-антропологических исследований. Отчасти и по этой причине здесь расчленение научно-антропологического знания • проведено по тематическому признаку, а не в соответствии с научными дисциплинами.

1.2. Философская антропология рассматривает человека в контексте его природного и социально-исторического бытия. Другими словами, философская антропология исследует и осмысляет положение человека в природе, обществе и истории. При этом она опирается на данные естественных, социальных, исторических и гуманитарных наук. Философская антропология стремится прийти к определенным философским утверждениям общего характера, указывающим на фундаментальные свойства человека или даже на какую-то "бытийную сущностную структуру".

Философская антропология, помимо использования многообразных научных данных, исходит из определенных представлений, кажущихся очевидными и базисными. Выделим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными. Человек есть существо, соотносящееся посредством действия и знания с чем-то иным по отношению к нему самому. Человек обладает способностью языкового обозначения и внеположной ему реальности, и своей собственной реальности. Он может организовывать социальное взаимодействие по тем или иным правилам. В рамках этого взаимодействия и вообще коммуникационного действия человек в состоянии определять и реализовывать осознанно какие-то цели. Человек в состоянии делать это, поскольку существует в модусе самосоотнесенности. Такая самосоотнесенность создает условия для относительной недетерминированности его поведения окружающей средой. У человека существует и возмож -

ность вариативности в создании не только социальных, но и культурно-смысловых порядков. Все эти представления образуют предметную область философской антропологии в той или иной ее разновидности.

Принято различать философскую антропологию в широком и в узком смысле слова.

Философская антропология в широком смысле слова — это совокупность философских высказываний и учений о фундаментальных свойствах человека, его положении в космосе, отношениях с различными внеположными ему сферами бытия. Если несколько упрощать ситуацию, то можно сказать, что философская антропология в широком смысле совпадает с историей философии в определенном, а именно антропологическом аспекте. Ведь всякое развернутое или систематизированное философское построение содержит или по меньшей мере подразумевает какие-то философско-антропологические утверждения.

Философская антропология в узком смысле — это философское течение двадцатого столетия, которое началось в двадцатые годы и пережило краткое цветение в период между двумя мировыми войнами. Макс Шелер, один из основных представителей философской антропологии, считал, что она способна и будет играть роль базисной дисциплины, причем по отношению не только к классическим философским дисциплинам, но и по отношению к наукам, изучающим человека. Правда, этому ожиданию не суждено было сбыться.

Философская антропология в этом смысле в значительной степени сводится к творчеству ее основателей Макса Шелера, Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена. Концепции двух последних мы уже рассматривали при обращении к проблематике философской критики религии. Концепция М. Шелера будет анализироваться ниже. Кроме того, творчество всех этих мыслителей многообразно используется в современной философско-религиозной антропологии, которая станет основным объектом нашего рассмотрения.

1.3. Религиозная антропология представляет собой весьма сложное образование. Всякая религия содержит какие-то антропологические представления и учения. Они определяют, если говорить кратко, природу и судьбу человека через соотнесение с божественной реальностью, как ее воспринимает и понимает данная религия.

Антропологические представления религии получают, как правило, и теоретическое оформление. В этом случае они образуют составную часть того, что называется доктринальным измерением религии.

Христианская традиция выработала две формы теоретического постижения и осмысления своих антропологических представлений — теологическую и философскую. Соответственно можно говорить о теологической и о философско-религиозной антропологии.

Существуют различные взгляды на соотношение этих антропо-логий. Преобладает точка зрения, согласно которой между ними вряд ли можно провести сколько-нибудь существенное различие. Такую позицию четко сформулировал К. И. Никонов. Он полагает, что "богословская антропология с необходимостью является одновременно и философской антропологией. Все это обрисовывает существенное мировоззренческое единство богословской и религиозно-философской антропологий, которые в равной мере исходят из признания того, что человека можно понять только путем выявления в нем сверхъестественного начала и установления его связи с Богом"1. Вывод К. И. Никонова относится главным образом к современной христианской антропологии. Тем с большим правом его можно отнести к христианской антропологии предшествующих эпох.

Действительно, к подавляющему большинству концепций, где христианская антропология находится в фокусе внимания, вряд ли применимо различение между теологической и философско-религиозной антропологией.

В то же время оно правомерно в отношении той совокупности концепций, которую мы выделяем и обозначаем как "современная философско-религиозная антропология". Этим обусловлено и рассмотрение философско-религиозной антропологии в контексте данной работы.

1.3.1. Предметом христианской теологической антропологии является бытие человека перед лицом Бога, его жизнь как тварного, т. е. сотворенного Богом, создания. Теологической антропологии как разновидности теологии присущи в общем все те характеристики, что и теологии в целом.

Теологическая антропология представляет собой усилия по осмыслению человека, его места в бытии прежде всего в свете библейского свидетельства. Это осмысление приобретает развернуто-систематизированный и теоретизированный характер благодаря привлечению разнообразных мыслительных средств, прежде всего благодаря привлечению ресурсов философии.

Соответственным образом в состав теологической антропологии входят библейская антропология, складывающаяся из антропологии Ветхого Завета и Нового Завета, а также более или менее систематизированные теоретические размышления о человеке, наличествующие в различных разделах теологии. В общем, теологическая антропология может рассматриваться и как особая теологическая дисциплина, ориентированная на выработку относительно единого связного учения о человеке, и как сквозная тематика основных разделов теологии.

Вообще предметная сфера теологической антропологии во многом совпадает с предметной сферой теологии как таковой, поскольку теологическая антропология всегда так или иначе концентрирует свои усилия на осмыслении отношения между Богом и человеком, что предполагает обращение к очень широкому кругу основополагающих теологических тем.

Важно отметить, что, несмотря на известный "антропоцентризм" христианской традиции, на протяжении долгого времени теологическая антропология представала не в виде единого связного учения, а в виде соотнесенных друг с другом, но в общем разрозненных положений. Эти положения представляли собой отчасти ответы на проблемы, поставленные еще в античности, как, например, проблемы отношения между телом и душой, проблемы свободы воли и свободы вообще, проблемы смерти и бессмертия, проблема зла.

Главным же образом это были положения, связанные с осмыслением содержания Библии. Речь идет о богоподобии человека, его греховности, покаянии и многих других проблемах*.

Все указанные положения так или иначе связаны с вопросом о душе человека. И исторически различные стороны этого вопроса, разнообразные способы его осмысления фактически совпадают с проблемной сферой того, что в современных условиях обозначается как теологическая антропология. Это во многом объясняется тем, что отцы церкви понимали отношение Бога к человеку прежде всего как отношение Бога к душе человека.

В то же время сказанное не означает, что теология предавала забвению или относилась уничижительно к проблеме тела. В христианской теологии отношение к телу никогда не было столь негативным, как, скажем, в гностицизме или в ряде неоплатонических течений. Достаточно вспомнить, что средневековая схоластика, опираясь на аристотелевское учение о форме и материи, смогла разработать концепцию соподчиненного отношения между душой, соответственно благодатью, с одной стороны, и телом, собственно, природой — с другой.

Новое время с его новым историческим опытом поставило теологическую антропологию перед необходимостью каким-то образом учитывать этот новый опыт. Особое значение имела автономизация философии и науки по отношению к теологии. Оформляется и начинает развиваться автономное философско-антропологическое и научно-антропологическое знание. Теологическая антропология наряду с разработкой традиционных проблем должна обращаться ко множеству новых. Разумеется, и традиционные подходы к традиционным проблемам неизбежно претерпевают определенные изменения.

Для теологической антропологии огромное значение приобретают вопросы отношения с философским и научным знанием, а также тесно связанные с этими вопросами задачи по разработке в теологической перспективе целостного образа человека.

Выскажем свою позицию по этим вопросам, значение которых лишь возрастает со временем.

Теологическая антропология, притязающая на целостное постижение антропологической проблематики, должна соотноситься как с науками, изучающими человека, так и с разнообразными философскими антропологиями. Следует отметить, что в отношении с науками у теологии возникает меньше напряжений, чем в отношении с философскими антропологиями. Дело, по-видимому, в том, что теология в состоянии интегрировать тем или иным способом научные знания в разрабатываемый ею образ человека. В то же

время философская антропология в ряде своих разновидностей предлагает целостный образ человека, соответственно свои представления о происхождении, природе и жизнедеятельности человека. Именно такой целостный образ человека, как правило, оказывается несовместимым или трудно совместимым с теологическим образом человека.

Теологическая антропология не притязает быть заменой или синтезирующим завершением научно-антропологических исследований. Это означает, по существу, что теологическая антропология не притязает на создание завершенного тотального теоретического проекта, в котором были бы интегрированы научные, философские и собственно теологические знания. Теологическая антропология стремится к постоянно свершаемому, но не окончательному синтезу донаучного и научного, а также философского знания на основании собственных принципов, одним из которых, причем важнейшим, является учет когнитивных содержаний библейского свидетельства.

1.3.2. Философско-религиозная антропология представляет собой теоретическое образование, возникшее на стыке современной философии и теологии христианских конфессий. Правомерность выделения ряда антропологических концепций в особое образование, а также отделение этого образования от теологической антропологии получит обоснование в дальнейшем, особенно в процессе разработки нормативной теоретической программы философско-религиозной антропологии.

Основной довод в пользу нашей позиции заключается в том, что концепции, о которых идет речь, работают как бы "снизу", осуществляя разработку образа человека прежде всего в соотнесении с природно-космическим контекстом его бытия. Уже фактически как следствие философской концептуализации возникает такой образ человека, который показывает сущностную связь человека с Богом. Сам образ человека должен предстать в этом случае как нечто прозрачное относительно трансцендентно-божественной реальности, как ее понимает христианская традиция.

Подобная принципиальная установка философско-религиозной антропологии определяет ее специфику и соответственно ее отличие от других видов светской и религиозной антропологии. В противоположность различным типам светской антропологической философии, таким, как биоантропология, культурантропология и другие, она стремится показать, что философско-антропологичес-кие проблемы могут получить адекватное решение только в контексте религиозной мысли, в соотнесении с определенными моментами христианского образа человека.

В отличие же от иных разновидностей религиозной антропологии она трактует образ человека не как готовую онтологическую структуру, на основе которой можно изобразить драму существования человека в ее христианском понимании, а как такой, который лишь предстоит теоретически представить и который затем сможет указать и условия возможности этой бытийной драмы, изображением и осмыслением которой занимаются другие разновидности религиозной антропологии, и прежде всего собственно теологическая антропология.

Философско-религиозные антропологи стремятся показать прежде всего, что фундаментальные христианские представления являются единственно истинным ответом на разнообразные и интенсивные попытки осмыслить проблему человека. В философско-религиозной антропологии концептуализируется бытийная сущностная структура человека, призванная указать онтологические условия возможности различных аспектов жизнедеятельности человека. Такая концептуализация соответствует принципиальным устремлениям всякой философско-антропологической теории. В этой перспективе философско-религиозная антропология должна предстать как разновидность антропологической философии.

Свои задачи философско-религиозная антропология стремится решать посредством синтеза различных философско-антропологи-ческих подходов. Важнейшим источником философско-религиозной антропологии является та часть антропологической светской философии, что была выше названа философской антропологией в узком смысле слова.

Философско-религиозная антропология стремится именно к философски доказательному подтверждению основных моментов христианского образа человека. Она не занимается осмыслением христианских антропологических постулатов — это дело теологической антропологии, теологии морали, христологии, учения о спасении и т. д.

Если сжато выразить суть устремлений философско-религиозной антропологии в содержательном плане, то можно сказать

следующее. Философско-религиозные антропологи стремятся так представить сущностно-онтологический образ человека, чтобы эта связь человека с Богом с необходимостью явствовала из самой структуры этого образа.

Всякая философско-религиозная антропологическая концепция имеет целью и должна представить философские указания на существование Бога. Если антропологическая теория принимает существование Бога за не требующую подтверждения данность и в своих построениях исходит из нее, то такую теорию следует считать определенным вариантом теологической, но не философско-религиозной антропологии.