Догматика, как признается почти единодушно в настоящее время, образует составную часть систематической теологии христианских конфессий. Отнесение догматики к систематической теологии, иногда даже растворение в последней проистекает из определенного структурно-энциклопедического замысла. С целью акцентировать это обстоятельство мы будем использовать иногда обозначение "догматико-систематический".

Понятие "догматика", являющееся сокращенной формой от "догматической теологии", обозначает ту теологическую дисциплину (а также соответствующие изложения и учебники), которая стремится всеохватно и как нечто обязательное изложить христианское учение той или иной христианской церкви или сообщества. Такое изложение осуществляется с опорой на догматы как фундаментальные положения соответствующего учения. Это учение строится на основе библейского свидетельства и сообразуясь с исторической традицией церкви.

Само обозначение "догматическая теология" появляется лишь в XVII в. До этого в соответствующих целях использовались обозначения "сентенции", "теологические суммы", с XVI в. -"теологические основоположения".

Корни догматической теологии можно найти в позднеан-тичной и средневековой теологии, но в строгом смысле — это явление Нового времени. Истоки догматического теологизиро -

вания следует искать в целостных и тематизированных частичных изложениях христианского вероучения. Эти изложения отделяются, таким образом, от непосредственной связи с тем или иным изложением Св. Писания, даже если эти последние обладают высоким понятийным и спекулятивным уровнем. Обсуждаемые вопросы получают здесь определенное систематическое место.

Историки теологии зачинателем догматики считают наряду с Августином ("О христианском учении") Иоанна Дамаскина, который в своем произведении "Точное изложение православной веры" излагает христианское учение в том порядке, что во многом принят и сегодня.

Лишь в XII в. на Западе возникают сопоставимые крупные концепции, инспирированные более широким ознакомлением с античным наследием. Петр Ломбардский пишет "Сентенции", содержащие сходный порядок. Они были предметом комментариев вплоть до XVI в. и тем самым определяли тематический контур схоластической теологии. Следует назвать, далее, Александра Гэльского и Фому Аквинского. При всем том эти ранние формы теологии лишь условно могут быть названы догматикой, поскольку теология средневековья еще не дифференцировалась четко в методическом отношении. У Петра Ломбардского при передаче и толковании Св. Писания и отцов церкви уже утверждается схоластический принцип аргументации и контраргументации. У Фомы Аквинского речь идет о методе теологии как о свершаемом в философских категориях истолковании Св. Писания и традиции. Тем не менее нельзя говорить об обосновании какого-то "особого" метода догматики.

Кроме того, теология еще не членится на теологические предметные дисциплины. При этом, однако, образуются — особенно начиная с XIII в. - самостоятельные тематические комплексы. И все же вплоть до Нового времени этот вид теологии занимается всей теологической сферой, поэтому не возникает догматическая теология как особая дисциплина, предметно и функционально отграниченная от других теологических дисциплин.

Исторические причины, которые привели к оформлению догматической теологии, еще не полностью ясны в деталях. Это развитие, в числе прочего, следует рассматривать в связи с образованием догматической формы мышления, выходящей за пределы собственно теологии.

В сопоставлении со схоластикой догматическая теология как явление Нового времени представляет собой более высокий уровень рефлексии, поскольку она весь материал, систематизируя, возводит к последним аксиомам, которые, со своей стороны, уже нельзя отрицать. Догматы скрупулезным образом отличались от простых теологем. Следствием этого была большая мера свободы и вариативности в теологической работе.

Догматика понималась как наука о церковных догматах: исходным пунктом было изложение догматов церкви, которые затем обосновывались Св. Писанием и традицией и, наконец, спекулятивно развертывались на пути теологического рассуждения и заключения.

Начиная с раннего Нового времени появляются попытки переформулировать унаследованное учение, исходя из какой-либо единой рациональной ведущей идеи. В протестантизме для этого нового системного мышления, для устремления к гармоничной, внутренне связной организации материала основополагающей является ориентация на "разум субъекта", т. е. на разумную субъективность. Рациональная прозрачность систематического изложения служит тому, чтобы сделать возможным свободное разумное усвоение религиозно-теологических положений. Традиционный догматический материал заново структурируется таким образом, чтобы разумность и благочестие человека могли служить принципом организации и изложения всех теологических положений. Эти теологические положения понимаются уже не как церковно заданные, независимые от субъекта истины, но как рефлексивные содержания, которые не могут быть содержательными вне своей рефлексивности, т. е. вне соотнесенности с познающим их человеком.

Католическая догматическая теология в Новое время находилась под значительным воздействием того, что в настоящее время нередко именуют "догматистской моделью" теологии. Это обозначение не догматической теологии, но догматистского понимания этой теологии. Данная модель по существу претворялась в практику после Тридентского собора до тех пор, пока II Ватиканский собор не санкционировал другую версию разумения веры. Утвер

ждаемые тезисы оправдываются посредством обращения к совокупности определений магистрата по тому или иному предмету. Доказательство осуществляется с помощью цитат из Св. Писания, отцов церкви и авторитетных теологов.

Эта система функционирует на основе различения между церковью научающей и церковью научаемой. Магистрат (папа и епископы) конституируется в высшую инстанцию знания и контроля за знанием.

В протестантизме с конца XVIII в., а в католицизме в полной мере после II Ватиканского собора религия и теология различаются таким образом, что вере противостоит осознанно профессионализированная теология. Теология, проектируемая как позитивная наука, изменяет унаследованное положение дел с учением. Она, опираясь на исторически изменяющиеся установки и содержание религиозного сознания, осознанно реконструирует догматические учения. Эта самостоятельная реконструкция во все большей мере служит утверждению той или иной теологической позиции, которая одновременно стремится повлиять на религиозно-церковную ситуацию в целом.

Современная теология, особенно протестантская, предстает, вследствие этого как чередование и как конкуренция сменяющих и вытесняющих друг друга позиций. Их плюрализм отражает цер-ковно-религиозный и мировоззренческий плюрализм современного общества. К конфессиональной расколотости нововременной теологии добавляется, таким образом, и ее позициональная внутренняя дифференциация.

Задача догматики состоит в том, чтобы на свою ответственность утверждать высказывания веры и обосновывать их утверждение. Она должна быть в состоянии сказать, почему она сохраняет те или иные наличные высказывания в ранге догматических утверждений и каким образом она соотносит их с историческими, социологическими, идеолого-критическими интерпретациями. Тем самым основная проблема для нынешней догматики по-прежнему заключается в определении отношений между историчностью, способностью к диалогу и обязательными верователь-ными высказываниями.

Догматика может осуществляться плодотворно только на основе такой установки, которая не отказывается от догматического рассуждения, но не позволяет ему превратиться в догматистское, скованное страхом за свою судьбу. Догматика, как полагают, остается жизнеспособной только в рамках систематической теологии, постоянно осмысляющей свои собственные принципы.

Православная догматика устойчиво понимает свои догматы как непререкаемые истины, источником и основой которых является божественное откровение, содержащееся в Св. Писании, а определяются эти истины Церковью.