Вольфгарт Панненберг - один из наиболее известных современных протестантских мыслителей. Панненберг стремится к разработке "фундаментально-теологической антропологии", которая "не аргументирует, исходя из догматических данностей и предпосылок, но обращается к феноменам человеческого бытия, какими они изучаются биологией человека, психологией, культуран-тропологией или социологией, с тем чтобы осмыслить результаты этих дисциплин с точки зрения религиозных и теологических импликаций"32.

Подобные философско-религиозные устремления отчетливо противопоставляются собственно теологическим усилиям в области антропологии. "Мы не собираемся заниматься догматической антропологией. Традиционная догматическая антропология уже предпосылает действительность Бога, когда говорит о богоподобии человека, и это понятие она разрабатывает не на основе результатов антропологического исследования, а исходя из высказываний Библии"33.

Основу концепции Панненберга так же, как и у других представителей философско-религиозной антропологии, образует истолкование фундаментального, по его мнению, принципа "открытости человека миру", его "эксцентричности" как соответствующего замысла Бога-Творца. Открытость человека миру является, по утверждению Панненберга, условием возможности специфически человеческого образа жизни, в силу чего и весь образ жизни человека должен предстать как заданный Богом. Иными словами, ставится задача показать, что религиозная и теологическая понятийность не является чем-то чуждым, но соответствует определенному измерению, выявляемому в самом человеке.

Таким образом, в соответствии с установкой Панненберга в любом значимом явлении жизнедеятельности человека следует выявить то глубинное божественное измерение, которое выступает в конечном счете условием возможности этого явления. Панненберг согласен с "общим мнением" современных философов-антропологов относительно того, что открытость человека миру составляет специфику его бытия, в связи с чем стремится всякое существенно важное явление жизни человека представить как определенную вариацию его мирооткрытости, соответственно богооткрытости.

Открытость миру определяется Панненбергом как способность человека выходить за пределы преднаходимой им "регуляции его бытия", что составляет основную черту, которая делает человека человеком, отличает его от животного и вообще возвышает над внечеловеческой природой. Панненберг, как и прочие антропологи, выявляет мирооткрытость человека через сопоставление со связанностью животного с его миром, который обозначается как "со-мир". Открытость миру, о которой идет речь в современной философской антропологии, должна, по мнению Панненберга, принципиально, а не по степени отличаться от ограниченности животного со-миром. "Открытость миру должна означать: человек целиком и полностью указан в открытость. Он открыт, т. е. перешагивает через всякий опыт и всякую ситуацию. Подобная открытость является даже условием опыта самого мира"34.

Открытость миру определяет, как считает Панненберг, природу восприятия. Человек для восприятия какого-то предмета как этой единичной вещи, отличной от других вещей и от него самого как воспринимающего, должен уже перешагнуть через предмет и рассматривать его в перспективе, в которой этот предмет виден наряду с другими. Эта перспектива представляет собой нечто всеобщее, возвышающееся над единичным предметом и включающее его в себя. Более того, это всеобщее, если не

придавать ему видовой или родовой определенности, т. е. если не ограничивать, будет безгранично. Панненберг поэтому считает себя вправе утверждать: "В эксцентрической структуре процесса человеческой жизни заключена открытость не только по отношению к вещам мира. Открытость того выхождения, которое сделало возможным восприятие предмета, выходит за пределы совокупности всех данных и возможных предметов восприятия и тем самым за пределы мира"35. Панненберг делает вывод о том, что открытость человека миру является в конечном счете "открытостью за пределы мира", в связи с чем истинный смысл открытости миру составляет открытость Богу. Именно такая открытость делает возможным видение мира как целого.

Открытость человека миру лежит в основе важнейшей, по мнению Панненберга, способности человека - фантазии. Человек посредством фантазии выходит за рамки той или иной жизненной ситуации, предвидит и создает новые ситуации. А подобное осознанное отношение к своей жизненной ситуации и связанные с ним преобразующе-созидательные потенции человека имеют принципиальное значение потому, что человек лишен инстинктов, однозначно предопределяющих его поведение. В творческом человеческом поведении, отмечает Панненберг, фантазия играет такую же ключевую роль, какую у животных - инстинкты. Панненберг утверждает, что фантазия является одним из важнейших условий культурной деятельности человека; она играет определяющую роль в восприятии. Чувства человека в отличие от чувств животного лишены специализации, обусловливающей восприятие только определенных признаков и структур. Человек постоянно открывает новые формы, образы, структуры. Фантазия - важнейший компонент всякой научной деятельности. Научное открытие начинается с основополагающей догадки, являющейся продуктом фантазии. Известно значение фантазии для всех видов художественной деятельности.

Фантазия тесно взаимосвязана с языком. Свою функцию она осуществляет главным образом посредством языка. В своих рассуждениях о значении языка в жизни человека Панненберг в значительной мере воспроизводит теорию языка А. Гелена. Человек создает сеть слов и отношений между словами с тем, чтобы представить и изобразить связь различных вещей и моментов действительности. Пестрое, хаотическое многообразие вплетается в сеть сотворенного символического мира. Задача создания такого мира тем более настоятельна, что в силу своей открытости миру человек подвержен воздействию огромного числа впечатлений. В отличие от животного человека не наделен от природы фильтрами, отбирающими только биологически необходимые впечатления. Человек становится господином мира посредством искусственного мира, пишет Панненберг, который он помещает между собой и окружающей средой. Язык создает внутренний мир человека. Он позволяет человеку выходить за рамки актуального временного момента, актуальной ситуации. Это становится возможным в силу обзора, создаваемого языком, что, в свою очередь, обусловливает способность целесообразного и планомерного обращения с вещами.

Но Панненберг не удовлетворяется демонстрацией определяющего значения фантазии в жизни человека. В полном соответствии с принципиальной методологической установкой философско-религиозной антропологии он стремится истолковать это явление в религиозном ключе. С этой целью он акцентирует внимание на пассивном моменте в деятельности фантазии. Фантазия непоследовательна, она проявляется в произвольном следовании догадок, которые фантазирующий человек скорее воспринимает, нежели продуцирует. Но откуда приходят догадки? Можно предположить, что фантазия определенным образом связана с бесконечной открытостью человека. "Но это означает: посредством фантазии человек в своем внутреннем мире воспринимает себя как данного Богом"36. Свой вывод Панненберг стремится подкрепить и ссылкой на то, что человек осознал значение фантазии только благодаря библейскому знанию о всемогущем действии Бога в истории. Греки же не умели различать память и фантазию.

Из рассмотрения фантазии как условия возможности творческой деятельности человека Панненберг делает вывод о том, что "Бог проявляется не только как цель открытой миру устремленности, но и как источник творческого овладения миром, осуществляемого человеком"37. А теономность и теоморфность человека определяют смысл и цель его культуротворческой деятельности. "Таков смысл библейской мысли о богоподобии

человека: определение человека проявляется в его господстве над миром, он представитель господства Бога над миром"38, - заключает Панненберг.

Открытость человека не следует, по мнению Панненберга, понимать только как определение к безграничному культурот-ворчеству. Сама бесконечность культурного процесса предполагает, как считает Панненберг, что предназначение человека выходит и за пределы культуры как наличной, так и будущей. Какие-то движущие силы толкают человека за пределы всякого состояния культуры, что позволяет рассматривать такие состояния лишь как ступени на пути к неизвестной цели. Целью бесконечного стремления может быть только нечто бесконечное. Бесконечная и безграничная цель бесконечного и безграничного устремления человека есть Бог. Следует вывод: "...открытость человека миру предполагает соотнесенность с Богом... Своеобразие человеческого бытия, бесконечная устремленность человека понятны лишь как вопрос о Боге. Безграничная открытость для мира становится ясной только из определения человека как выходящего за пределы мира... Бог - цель, где устремленность человека может обрести покой и где его определение может быть исполнено"39.

Основу философско-религиозной антропологической конструкции Панненберга образует, таким образом, переход от явления открытости человека миру к его богосоотнесенности. Панненберг стремится если и не доказать в традиционном смысле существование Бога, то, по крайней мере, указать на его существование.

Интерпретация открытости человека миру как его открытости и устремленности к Богу не является в концепции Панненберга единственным средством указать на существование Бога. Обратимся к рассмотрению и других средств такого рода.

Способность человека создавать и развивать культуру не означает, что человек в состоянии полностью покорить действительность/в состоянии сделать ее полностью манипулируемой. Действительность как целое, по утверждению Панненберга, остается "не проницаемой до конца". В силу этого отдельные ее компоненты не могут быть полностью познаваемыми и предсказуемыми. Охарактеризовав подобным образом действительность, Панненберг делает следующий вывод о природе отношения человека к ней: "Мы должны доверять. С неизвестным, с которым мы связаны, мы можем вступить в отношения только посредством доверия к нему"40.

Задача философско-религиозной антропологии заключается в том, чтобы каждое значимое явление человеческой жизни получило теономное истолкование. Соответственно доверие как один из важнейших моментов отношения человека к действительности также должно получить подобную интерпретацию. Однако если в философско-религиозных антропологических концепциях антропологическая реальность удостоверяет, как правило, существование Бога, который понимается в соответствии с общими монотеистическими представлениями или просто как анонимно-безличная божественная реальность, то Панненберг предпринимает гораздо более амбициозную попытку: анализ отношения человека к действительности в его концепции должен философски обосновать не только существование божественной личности, но и основополагающее христианское утверждение о явлении людям воплощенного Бога.

Для реализации этой попытки используется следующая аргументация. Источник всякого действительного бесконечен. Ведь вопрос об источнике чего-либо, постоянно выходя за границы всякого ответа, никогда не приходит к какому-либо концу. Но доверять неизвестному, бесконечному источнику всей действительности совершенно невозможно без какого-либо опосредования. Доверие нуждается в чем-то, на что оно может опереться. Всякое существующее нечто является, по определению, конечным. В силу этого бесконечный Бог может стать предметом доверия, только если Бог может стать предметом доверия, только если он предстанет в постижимом конечном образе. История Христа, по утверждению Панненберга, сделала возможным подлинное и неограниченное доверие к бесконечному Богу, через которое человек только и может быть человеком с его ситуацией безграничной открытости миру.

Уже указывалось на то, что философско-религиозная антропология стремится философски обосновать обусловленность образа жизни человека соответствующим замыслом Бога-Творца. Это достигается, как правило, посредством интерпретации важнейших спе -

цифических моментов жизнедеятельности человека. Панненберг, как мы видели, использует для этой цели такие специфические характеристики человека, как характер восприятия, фантазия, наличие у него доверия к действительности. Эти характеристики рассматривались в связи с фундаментальной характеристикой ми-рооткрытости, обусловливающей, по мнению Панненберга, весь образ жизни человека. Бог, в концепции Панненберга, должен предстать и как условие возможности деятельно-творческого характера человеческого существования. С этой целью рассматривается такой аспект феномена мирооткрытости, как напряжение между открытостью человека миру и его соотнесенностью с собственным "я". Для характеристики этого явления Панненберг использует исследования Плеснера.

Организм представляет собой противоречивое единство открытости во внешний мир и ограниченности телом. Он одновременно пребывает в себе и вне себя. В этом противоречии и напряжении осуществляется любая жизнь, в том числе и жизнь человека. Всякое живое существо поэтому представляет собой единство упорствующего для-себя-бытия и отношения к миру. Живые существа различаются прежде всего по способу реализации этого единства. Способ реализации данного конститутивного напряжения у животного определяется его инстинктуальной организацией. Человек же, лишенный в значительной мере инстин-ктуального управления, определен к открытости миру и обладанию миром. Но это не означает полного отсутствия инстинктуальной организации. Человек сохраняет зависимость от внешней среды. Определение к открытости, далеко выходящее за рамки приспособления животного к видотипической его среде, и необходимость самоутверждения, пишет Панненберг, образуют напряжение, которое не может быть раз и навсегда разрешено в отдельном человеке и постоянно ведет к конфликту. Человек стремится полностью овладеть миром, сделать его своим инобытием. Он хочет, чтобы он сам и его открытость миру совпали по объему.

Панненберг стремится дать теономное истолкование конститутивного напряжения между мироооткрытостью и соотнесенностью с собственным "я". В основе противоречия должно лежать единство противоборствующих моментов. Казалось бы, сам человек и есть это единство. Но Панненберг делает другой вывод. В качестве условия возможности единства названных моментов указывается Бог. Только Бог гарантирует преодоление конфликта между соотнесенностью с собственным "я" и действительностью, которое может быть разрешено при условии единства совокупной действительности, включающей и человека. Гарантом такого единства, провозглашает он, может быть только Бог-Творец. Таким образом, и этот аспект антропологической реальности получает теономную интерпретацию.

Философско-антропологическая концепция Панненберга ставила своей целью дать теономную интерпретацию основным сущностным характеристикам человека, выявленным современной философской антропологией. Бьггийно-сущностньш образ человека, представляемый Панненбергом, всей своей целостностью указывает не только на Бога как своего создателя, но и указывает на условия, в силу которых человек способен воспринять божественное откровение. Особенно важное значение имеют при этом моменты трансцендентной устремленности и доверия к Богу, заложенные в самой сути человека.