Укажем основные причины, в силу которых теология нуждается в теоретическом обосновании. Главная из них заключается в самом понимании Бога в христианстве. Бог есть в конечном счете высшая и непостижимая тайна, соответственно всякое рассуждение о нем, особенно рассуждение, выходящее за пределы того, что дано в священных текстах этой традиции, предстает как нуждающееся в обосновании права на существование.

Другая важнейшая причина состоит в том, что теология притязает быть познанием, причем носящим теоретический характер, а в некоторых своих компонентах - и теоретико-спекулятивный характер. А в соответствии с нормами и стандартами познания, принятыми в европейской культуре, всякое знание обязано так или иначе обосновать свою правомерность.

Далее, потребность теологии в теоретическом самоосмыслении и самообосновании проистекает в последние столетия из положения христианства в мире, основными моментами которого являются отделение церкви от государства, процесс ухода религии в приватную сферу и широкий плюрализм идейно-мировоззренческих, в том числе религиозно-мировоззренческих, социальных и политических позиций и установок.

Это означает, в числе прочего, что теология во все большей степени утрачивает свои прежние функции основополагающей и нормоопределяющей духовной и интеллектуально-научной инстанции. Такая ситуация не только побуждает ко все более активному размежеванию с иными культурными силами, но и приводит к

тому, что теология все чаще становится предметом своей собственной рефлексии.

Наконец, теологии, понимающей себя как особый вид теоретического знания, постоянно приходилось и приходится защищаться от обвинений, выдвигаемых самой церковью и религиозными сообществами, которые сводятся в основном к утверждениям о ненужности "научной теологии" и о том, что теология должна служить только целям практической религиозной жизни.

Итак, мы указали наиболее важные причины, в силу которых теология должна постоянно предпринимать усилия по обоснованию своих притязаний на правомерное знание, по обоснованию своего теоретического статуса. А обоснование теоретического статуса теологии - это, в конечном счете, обоснование правомерности ее притязаний на истинность теологических, в первую очередь догматических утверждений.

Обоснование теологией своего теоретического статуса принимает, как правило, одну из двух форм. Первая состоит в определении своего отношения к науке, определении отношения своего знания к научному знанию. Теология стремится представить свое знание как надстоящее по отношению к научному или как не противоречащее ему знание. В любом случае теологическое знание должно предстать как совместимое с научным в принципе, совместимое в том или ином виде. Речь идет о совместимости по содержанию. По существу, содержательная совместимость и есть подтверждение теоретического статуса теологии, есть демонстрация по меньшей мере того, что нет инстанции, способной поставить под сомнение этот статус.

Вторая форма заключается в выработке определенного собственного критерия теоретичности и даже научности. Речь идет фактически о формальном критерии, который сопрягается не столько с конкретной научной практикой, сколько с представлениями "общего сознания" той или иной эпохи о том, что "реально", "возможно", "разумно" или "рационально" и т. п. Научно то, что будучи изложено в теоретической форме, станет понятно и, соответственно, приемлемо для "общего культурного сознания". Соответствие такому критерию теоретичности и научности полагается в качестве условия универсализации христианской вести, условия ее влияния на культуру и социальную жизнь.

Наше рассмотрение проблем обоснования теоретического статуса теологического рассуждения строится в зависимости от выделенных нами основных форм такого обоснования, осуществляемого самой теологией.