Эта глава является первой из трех, посвященных философской теологии как относительно автономному философскому бо-гопознанию.

В ней будут рассмотрены общие характеристики философской теологии как относительно автономного философского богопознания, указаны главные цели и функции, базисные методологические установки, а также выделены ее основные разновидности.

В последующих главах философская теология как автономное философское богопознание будет рассматриваться в соответствии со своими основными функциями (о которых сейчас пойдет речь).

Конституирующим принципом философской теологии в узком, или строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо филосооЬскими средствами. В контексте европейской культуры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении от факта и содержания божественного откровения, данного в библейском тексте, или даже просто безотносительно к нему. Безотносительность предполагает в первую очередь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает,

что исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо "естественные" данности человеческого существования. А само рассуждение, определяющее философско-теологи-ческое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систематизации.

Все это вместе призвано свидетельствовать, что фундаментальная установка философской теологии как автономного богопознания, ее рассуждения и построения являются теоретически правомерными с точки зрения принципов, господствующих во "всеобщем сознании" той или иной эпохи, т. е. применительно к Новому времени и современности — в светской философии, в науках, в практической сфере в широком смысле.

В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосылок веры, философская теология рассматриваемого вида претендует на то, чтобы "непредвзято" ставить вопрос о Боге и рассматривать его посредством строго философских методов. При этом появляется и основание для критической проверки теологических позиций, определяемых верой.

Условия философского познания Бога определяются условиями существования человека. В соответствии с исходными постулатами философской теологии человек не может "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Познание действительности, а тем более Бога человеком опосредовано его познавательными возможностями. Философское учение о Боге должно исходить из доступной философскому опыту действительности мира и человека. Отсюда проистекает общая ситуация философии в "вопросе о Боге", заключающаяся в том, что человеку в его "естественном" существовании Бог не "дан" непосредственно. Это обстоятельство заставляет философско-теологическую мысль постоянно создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога, а также воспроизводить или создавать философские учения о характере божественной реальности и ее отношении к миру и человеку.

Путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как "образ" таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Философское познание действительности Бога - это, по существу, "путь от миропознания к богопознанию". Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира.

Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное откровение, т. е. если Бог сам не дал или не дал бы человеку знание о самом себе.

Говоря о "мире" в данном контексте, мы понимаем мир во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опытом существования человечества, включая полноту теоретического научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопознания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание.

Здесь следует подчеркнуть, что не только философское постижение и осмысление мира служит целям богопознания. История свидетельствует о том, что осмысление Бога само служило обогащению и углублению "понятия мира". Это верно относительно не только античности и средневековья, но и классической метафизики Нового времени.

Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это определенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоретическое отношение к Богу, соответственно теоретическая разновидность религиозного отношения.

Философская теология как автономное богопознание предлагает не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. Философское богопознание отражает "природную религиозность человека", проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием ве

щей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизне-ообеспечения. Вопросы о существовании, сущности Бога и его отношении к миру вытекают из вопроса о содержании и смысле бытия человека и мира.