Обратимся сначала к тому, как теология определяла свое отношение к науке. Здесь речь идет, по существу, о первой из выделенных нами форм обоснования теологией своего теоретического статуса.

В истории отношения религии к науке можно выделить два преобладающих образца.

Первый образец связан со стремлением тем или иным способом сочетать, соединить или даже интегрировать теологическое и научное знание, сделать научное знание частью теологического знания. Чаще всего такое стремление выражалось в попытках установления субординационных отношений между теологическим и научным знанием. Результатом подобных попыток должна была стать определенная онтолого-космологическая картина, в которой религиозно-теологическое и собственно научное знание представали бы в упорядоченном, соответственно, непротиворечивом единстве.

При реализации такого образца отношений между религией и наукой, между теологическим и научным знанием теологическое знание могло предстать как высшее воплощение "научности". Соответственно, "научность" теологии не могла быть поставлена под сомнение, поскольку сама теология задавала стандарты правомерного теоретического знания, т. е. представала как воплощение научности.

Второй образец отношений между религией и наукой, между теологией и наукой связан с их автономным по отношению друг к другу существованием. И теология, и наука опираются каждая на свою собственную теоретическую аксиоматику, под которой следует понимать исходные теоретические положения, методы,

данные и т. п. И теология, и наука созидают каждая свою картину мира.

Указанные основные образцы отношений между религией и наукой имеют четкую историческую локализацию. Первый образец наиболее яркое воплощение обрел в процессе "христианизации" научного знания в средневековую эпоху, в патристике и в схоластике, а второй образец утвердился в процессе научной революции XVI—XVII вв., начало которой было положено гелиоцентрической космологией Николая Коперника. Становление и утверждение этого образца отношений между религией и наукой, между теологией и наукой стало одним из важнейших компонентов того периода европейской истории, который в современной социально-научной и философской литературе принято называть "эпохой модерна".