Данная часть нашей работы посвящена собственно теологии, или теологии христианских конфессий. Всякое рассмотрение философии религии, претендующее хотя бы на малую степень систематичности и полноты, должно включать в себя характеристику христианской теологии как особого, отличного от философии, во многих отношениях даже уникального вида теоретической деятельности. Ведь на всем протяжении своего существования философия религии определяет себя через отношение того или иного рода к теологии христианских конфессий. Соответственно, характеристика хри-станской теологии способствует пониманию специфики философии религии.

В то же время христианская теология всегда использовала философию. Мы сосредоточим внимание поэтому на тех компонентах и аспектах теологии, которые связаны с использованием философии в "собственно теологии". Этим указана особенность, соответственно ограниченность, нашего подхода к такой объемной и многогранной теме, как "христианская теология". Данный подход обусловлен проблематикой нашей работы.

Христианская теология в ее историческом оформлении и существовании теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее "спекулятивных" компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст.

Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического учения о Боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих элементов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к "деэллинизации христианства" и т. п.

Такое взаимодействие определило и облик средневековой схоластической теологии. В Новое время и в современную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается.

Это связано, в частности, с тем, что современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания Бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойное™ и многосмысленности содержания Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятельность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в конструктивно-систематических, так и в экзегетических целях.

Об усилении роли философии, о тенденции ко все большей взаимопроницаемости границ свидетельствует и определенное изменение функций философских построений в теологическом комплексе.

Так, анализ процесс-теологии в ее целостности наглядно свидетельствует об определенном изменении функций философии по отношению к систематической теологии в сопоставлении с традиционным образцом отношений с нею. Философская процесс-теология (см. Гл. одиннадцатая) предстает не как пропедевтическое, вспомогательное построение, а как основание, на котором пытаются строить не только систематическую, но и экзегетическую теологию.

Философия со времени ее зарождения воспринималась в античном мире как представитель универсального, т. е. всеобщече-ловеческого разума. И в христианскую эпоху это представление в той или иной форме всегда сохраняло свою действенность. Философизация теологии означает поэтому ее универсализацию. А теология сегодня, как никогда, нуждается в универсализации своей "вести". Это связано как с ее ситуацией в рамках секуляр

ной по преимуществу культуры, так и с ситуацией глобального религиозного плюрализма.

Говоря о тенденции к философизации теологии, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Различные философские опосредования говорения о Боге в современных теологических концепциях являются проявлением, а в чем-то и завершением одной базисной характеристики философии религии и теологии Нового времени, которая заключается в представлении о том, что всякое рассуждение о Боге неизбежно опосредуется "верующим сознанием", соответственно теологическим сознанием. Конечно, эта характеристика сильнее проявлялась в одни времена, чем в другие, в протестантской теологии (особенно прежде) сильнее, чем в православной и католической. Особенно наглядно проявляется эта характеристика при сопоставлении с "непосредственной", объектно-онтологической базисной устремленностью средневековой схоластической теологии и ортодоксального православного богословия. Разумеется, и схоластической теологии и православному богословию известны примеры рассмотрения субъектного опосредования рассуждения, но речь идет о преобладающей теоретической установке.

Тенденция к определенному возрастанию значения философии проявляется и в отказе от того, что можно назвать "керигматичес-кой моделью". Эта модель предполагает идею некоего неизменного содержательно-смыслового ядра веры, претерпевающего некоторое преображение посредством философии, но сохраняющегося и определяющего, в конечном счете, характер и результаты такого преображения. Согласно"керигматической модели" проблема заключается только в том, чтобы найти адекватную философию, а роль пригодной для теологии философии в разные эпохи могут выполнять различные философии. В настоящее время керигматическая модель не провозглашается в качестве программы и практически не используется.

Еще одним проявлением зафиксированной нами тенденции можно считать ослабление так называемого "теологического позитивизма", наиболее ярким и влиятельным вариантом которого можно считать теологические воззрения Карла Барта и некоторых его последователей в реформатской традиции.

В истории теологии в двадцатом столетии при всех содержательных различиях между православной, католической и протестантской теологией, при всех различиях, обусловленных тем, что мы можем назвать аксиоматикой базисного выбора - т. е. выбора конфессиональной принадлежности - обнаруживается значительное сходство в формах мышления. Причину этого следует искать в необходимости размежевания, соответственно опосредования, теологии с "сознанием" эпохи, тематизированном в том числе и в различных светских философиях. Эту параллельность можно видеть в трех крупных "поворотах" теологии: к субъекту; к истории; к обществу.

Все эти повороты, все соответствующие проблемно-тематические области разрабатывались и разрабатываются в теологии с самым активным использованием современных философских построений и средств рассуждения. Все эти разработки так или иначе связаны, на наш взгляд, с поиском путей к, по существу, метафизической теории тринитарной субъективности Бога, призванной одновременно показать Бога как основу всей мирской реальности и как основу человеческой свободы и достоинства.