Если сравнить определения культуры в различных словарях, трудах философов и ученых, то можно обнаружить существенные различия между ними. И это не случайно. Культура — чрезвычайно многоплановое явление, охватывающее все сферы жизни личности и общества. Ответ на вопрос, что такое культура, предполагает и ответ на вопрос, как она возникла и почему существуют различные, а в ряде отношений несоизмеримые культуры.

Термин «культура» происходит от латинского сикига (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а также воспитание человека. В поздне-римской империи, а затем и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. В этот период возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматривалась как совокупность образцов поведения, как продолжение античной традиции духовной деятельности. В названном значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII в., когда оно вошло в обиход социальной мысли.

Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейший аспект культуры в их понимании — стремление воздвигнуть здание Разума. Разум призван разрушить господство произвольных мнений, поставить перед человечеством универсальные значимые цели и подчинить себе социальные изменения. Просвещение выработало систему критериев, согласно которым отбиралось то, что можно считать культурой. Культурная деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т. е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей. На смену понятию оригинального в традиционном смысле, т. е. восходящего к истокам, изначально древнего, которому надлежит подражать как образцу, приходит понятие оригинальности как новаторства. Но реальная суть культуры, ее специфика ограничивалась рамками духовной деятельности как некоей абсолютной свободы человеческого разума.

Кант различал культуру умения и культуру дисциплины. Умение предполагает способность реализовать цели, а дисциплина — способность ставить осмысленные цели и освобождать нашу волю от деспотизма желаний, которые лишают нас возможности сделать разумный выбор. Кант ограничивал понятие культуры пределами науки и искусства. В науке концентрируется законодательная сила рассудка, в искусстве — продуктивная сила воображения. Они противоположны так же, как объективное знание и субъективное чувство. Тем не менее отношения науки и искусства Кант рассматривал как отношения дополнительности.

В XIX в. в культуре стали видеть прежде всего систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи. Гегелевская, а вслед за ней и марксистская теория единой линейной эволюции были подвергнуты критике в ряде концепций культуры XIX—XX вв. В частности, в концепции «локальных цивилизаций» Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеобразной прерывности исторического процесса.

Марксистская концепция культуры базируется на принципах материалистического понимания истории, важнейшими основаниями которой являются экономический детерминизм и теория общественно-экономических формаций. С этой точки зрения каждой формации присущ свой тип культуры, а классовые противоречия являются причиной разделения единой культуры на «две культуры», соответствующие двум основным классам формации. Классовый подход к объяснению и оценке культурных явлений абсолютизировался. Однако это не означает тотального отрицания преемственности культурного процесса, которая носит избирательный характер. Не отрицает марксизм и общечеловеческое содержание культуры, но считает, что оно подчинено классовому началу. В отличие от сложившейся в истории философии традиции, марксизм включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру. В рамках формационного подхода к истории марксизм формулирует и свое представление о закономерностях бытия культуры: зависимость культуры от экономического базиса, стихийность, неравномерность культурно-исторического процесса в антагонистических формациях, тенденция к вытеснению культурой господствующего класса духовной деятельности масс, усиление культурной поляризации общества по мере обострения классовой борьбы, национальная форма культуры.

В XX в. изучение культуры осуществлялось главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии. Во второй половине XX в. получают развитие представления о коммуникативных свойствах культуры, распространяется ее герменевтическое понимание. Отсюда интерес к языку как основе для изучения строения и особенностей культуры.

Структура культуры

Таков далеко не полный обзор разнообразных концепций, сформировавшихся на протяжении истории. В нихдается характеристика важнейших особенностей культуры. Современное понимание культуры вбирает в себя названные характеристики. Понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей. Культура целостна и несводима ни к одному из названных элементов. Она имеет сложное строение, элементы которого выделяются по разным основаниям. Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т. е. культурные универсалии, и элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях.

Культурные универсалии

К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь (правовое и нравственное сознание, искусство и т. д). Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды и как формы созидания нового. Существуют и элементарные культурные универсалии: уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т. д. Эти формы жизнедеятельности в специфическом виде присущи образу жизни всех цивилизованных обществ на протяжении их истории.

Исторически преходящие элементы присущи конкретным типам культуры, возникающим и исчезающим в процессе эволюции общества. Тип культуры неотделим от своей социально-психологической почвы, менталитета населения, породившей его цивилизации. Присущий типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преемственностью традиций. Изменения, которым подвержена культура, обусловлены наследованием новых признаков, возникающих необходимо или случайно. Внутреннее единство богатейшего спектра разнообразных явлений конкретного типа культуры обнаруживается в языке и логических процедурах, психических стереотипах и художественной стилистике, ритуалах и этикете, отличающих его от других типов культуры. Античная, средневековая, культура Возрождения и т. д. суть конкретно-исторические типы культуры, соответствующие различным эпохам истории общества в целом и отдельных народов в особенности. Исторически предшествующая культура не всегда исчезает, а переносится в последующие эпохи, так что наряду с различиями (иногда существенными) имеют место черты сходства, свидетельствующие о культурной общности народа на протяжении его многовековой истории. В свою очередь конкретно-исторический тип культуры включает в себя субкультуры, т. е. части, обусловленные этнической, региональной или религиозной спецификой.

Внутреннее Строение культуры

Внутреннее строение всякой культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специфической деятельностью субъекта, создающего особую культурную предметность, в которой воплощен опыт человечества. Соответственно в культуре можно выделить в качестве важнейших следующие компоненты: субъект культуры, человеческая деятельность, культурная предметность, коммуникация между людьми, связанная с реализацией основной функции культуры — хранением, передачей и усвоением духовного опыта поколений.

Субъект культуры — индивид (личность), социальная группа или общество в целом. Культура формируется и становится возможной лишь как развертывание потенциала человека, его способностей, умений и навыков. Она выражает целостную характеристику социальных качеств, разума, воли, стремлений человека, его отношений к другим людям и самому себе, природе и обществу. Культура — одухотворенная деятельность человека, она характеризует меру развития его познавательных способностей, знаний и эмоциональной отзывчивости, способности понимания и эстетического вкуса, волевых качеств и способности к творчеству, отвечающему идеалу совершенства и красоты. Но главным, стержневым началом культурного человека является нравственность. Немецкий писатель Г. Гессе охарактеризовал место нравственности в культуре лаконичной формулой: «Каждое классическое самовыражение культуры есть свидетельство определенной этики, есть доведенный до пластической выразительности прообраз человеческого поведения».

Поскольку субъектом культуры является отдельный индивид или социальная группа, различаются многообразные формы групповой и индивидуальной культуры. Под групповой культурой понимается национальная, поселенческая (культура малого, большого города или мегаполиса, деревни, села, поселка); культура класса, профессиональной группы и т. д. Под влиянием конкретных условий групповая культура изменяется, возникают ее новые формы. К примеру, в современном обществе особое место занимает массовая и элитарная культура.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала. Она сложна, серьезна, изысканна, имеет новаторский характер. Ее продукция рассчитана на утонченную интеллектуальную элиту общества, способную понять и оценить искусность, виртуозность новаторского поиска ее создателей. Возникновению массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации — газет, популярных журналов, радио, грамзаписи, кинематографа, телевидения, магнитной и видеомагнитной записи. Благодаря этим средствам на рынок хлынули многочисленные боевики, «мыльные оперы» и бестселлеры. Названные процессы оцениваются неоднозначно. С одной стороны, они привели к демократизации культуры, открыв к ней доступ широкой аудитории. С другой стороны, коммерциализация средств массовой информации обусловила использование ряда приемов, снижающих ее творческий потенциал, опошляющих высокую культуру.

Индивидуальная культура — мера социальности человека. Каков человек, такова и его культура. Она характеризуется в понятиях уровня культуры, ее наличия или отсутствия. Индивидуальная культура может иметь более или менее системный характер, но может быть и «мозаичной», складывающейся под влиянием множества случайных разрозненных факторов. Человек— не только творение, но и творец культуры. Он культурен постольку, поскольку осваивает и реализует высшие ценности общества, превращает их в свое внутреннее духовное достояние. О человеке можно судить не по тому, какие у него суждения о культуре, а по тому, как он реализует эти представления. Культура есть реализованное, воплощенное человеческой деятельностью индивидуальное и общественное сознание, идеалы и вкусы, нравственные установки и политические устремления. Поэтому важнейшим элементом культуры является культурная деятельность.

Культурная деятельность

Культура — это мир человека, только емусвойственный способ деятельности, в процессе которой он одухотворяет создаваемые им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культурная деятельность сознательна и ценностно ориентированна. В ней гармонически сочетаются приверженность нормам и относительная самостоятельность от них, целесообразность и вне-утилитарность. В этнической или региональной форме она выражает общечеловеческие идеалы и ценности. Деятельность человека в сфере культуры определяется его потребностями, но несводима к ним. В ней есть элементы, необходимые ДЛЯ ДОСтижения цели и избыточные. Понятие избыточности означает наличие в явлениях культуры элементов, превосходящих некоторый необходимый минимум. В культуре создаются ценности, несоизмеримые с утилитарной целесообразностью. Хотя культура и подвластна влиянию биологического, физического, социального, технико-экономического и аналогичных факторов, они получают в ней вариативное, многозначное воплощение. Это свидетельствует о свободе и возможностях порождения принципиально новой предметности.

Избыточность культуры объясняется тем, что она порождает субъективные ценностные переживания, имеющие глубоко личностный смысл. Она проявляется даже на уровне естественных потребностей человека, которые удовлетворяются в соответствии с простейшими культурными универсалиями. Культура одухотворяет потребности человека, придает им эстетическую форму, окружает символикой, зачастую весьма отдаленной от самой природной потребности. Культура в известном смысле противоположна природе, знаменуя выделение человека из мира природы. Даже самые простые, витальные потребности человека как живого существа (потребность в пище, продолжении рода, защите от опасностей и т. п.) опосредованы этикетными формами поведения. Культура — специфически человеческий способ удовлетворения потребностей. Отступление от ее норм — проявление бескультурья, одичания человека. Но культура не противоречит природе, как утверждали Руссо, Фрейд и некоторые другие мыслители, а является ее продолжением.

Культура плодотворно развивается лишь в единстве продуктивной и репродуктивной, творческой и рутинной, новаторской и традиционной деятельности. Значение любого культурного феномена, его содержание объективно, предзадано субъекту, поскольку новое поколение застает явления культуры в готовом виде. В этом смысле его деятельность носит репродуктивный, рутинный характер. Но поскольку смысл явления культуры не совпадает с его значением (он может быть уже, шире или иметь принципиально новое содержание), постольку культурная деятельность является областью творчества, созидания нового, небывалого и неизвестного.

Новаторские поиски в сфере культуры осуществляются в различных формах, но сама возможность инноваций коренится в фундаментальном свойстве культуры — ее избыточности.

Культурная деятельность не ограничивается потребностями, так как ее регуляторами являются мотивы, идеалы, ценности, т. е. духовные ориентиры. Они побуждают человека руководствоваться в своих действиях не только собственными потребностями, но учитывать особенности предмета, преобразуемого человеком (идет ли речь о природе или о другом человеке). Животное лишь потребляет природу, человек видит в любом предмете не только собственную цель, но и его особые свойства. Потребительское отношение к природе — симптом одичания, варваризации человека. Становление культуры изначально связано с осознанием и учетом ритмов природы, сохранением возможностей ее воспроизводства. Всемирно известный деятель культуры А. Швейцер (1875—1965) в своей работе «Культура и этика» подчеркивает, что в основе новой этики должен лежать принцип благоговения перед жизнью в любых ее проявлениях.

Определяя культуру как способ, технологию деятельности, можно выделить культурную сторону разнообразных явлений общественной жизни: культуру труда, быта, мышления, производства, политическую, правовую, культуру социальных отношений и т. д. Она есть способ человеческого бытия и каждого проявления социальности.

Культурная предметность

Человеческая деятельность — необходимейший элемент культуры, который представляет ее как процесс производства ценностей. Будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, культура включает в себя культурную предметность, делающую возможной передачу последующим поколениям социального опыта, способов и программ деятельности. Культурная предметность — предельно широкое понятие, в котором мыслится все то, в чем воплощаются знания, умения, нормы, ценности общества. Она включает в себя материальную культуру (средства, продукты и инфраструктуру материального производства, предметы быта и т. п.). Культурная предметность охватывает также духовную культуру, воплощенную в языке и речи, в нравственном поведении и произведениях искусства, правовом и политическом поведении, научных трудах и религиозной обрядности и т. п. Материальная и духовная культура связаны между собой. Эта связь выражается в следующем: во-первых, общественные идеи и представления воплощаются в материальной, предметной форме (в форме языка, символов, произведений искусства и т. п.). Во-вторых, в любом предмете материальной культуры с необходимостью воплощено некоторое духовное содержание (проект, замысел, настроение, знания и т. п.). В целом содержанием культуры является духовный мир человека, воплощенный в трудовой и иной деятельности. Поэтому культурная. предметность имеет знаковую природу: в вещах, произведениях искусства, жестах и т. д. как бы «закодирована» мысль человека, создававшего эти предметы. Эта особенность объясняет, каким образом при восприятии любых предметов культуры мы как бы «прочитываем» их замысел и получаем информацию об их создателях.

Культура имеет собственный язык, являющийся носителем знаний, ценностей, смыслов. Средства культурной коммуникации включают в себя не только язык межличностного общения, но и языки науки, политики, пропаганды, управления, религии. Сюда входят также невербальные средства культурной коммуникации — жесты, мимика, одежда, ювелирные украшения, прическа, рубцевание и татуировка и т. п. Культурная предметность — результат осмысленной деятельности, и каждый элемент культуры является носителем смысла, в нем как бы закодированы мысль, цель создавшего его человека, а в культуре в целом запечатлены надежды и разочарования, знания и сомнения, страдания и радости многих поколений людей. Этим объясняется значимость культуры для общества, утрата ценностей которой прерывает связь поколений, отбрасывает общество назад, неся угрозу его гибели.

Культурная коммуникация

Реализация богатств культуры предполагает их освоение, т. е. превращение в духовное и практическое достояние личности и общества. Поэтому важнейшим компонентом культуры является деятельность по трансляции, восприятию, осмыслению названной выше предметности. Любой предмет культуры напоминает текст, который необходимо кому-то прочитать, чтобы он стал мыслью, а не случайным и бессмысленным набором знаков. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками — необходимое условие бытия культуры. При создании культурной предметности человек «опредмечивает», «превращает в предмет» свои духовные силы и способности. А при освоении культурного богатства человек «распредмечивает», выявляет духовное содержание культурной предметности и превращает его в собственное достояние. Поэтому бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если оно изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.

Понятие диалога в культурном процессе имеет широкий смысл. Это диалог создателя и потребителя культурных ценностей, это и диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов. Культурные различия — закономерное следствие неповторимой истории народов мира, источник многообразия исторического процесса. По мере развития торговли, добрососедства, миграции населения взаимодействие культур неизбежно расширяется. Оно служит источником их взаимообогащения и развития. При этом существенное значение имеет ответ на вопрос, какова форма взаимодействия культур, его направленность. Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации.

А взаимодействие культур, принадлежащих различным цивилизациям, не всегда является благом. Например, взаимодействие европейских и неевропейских культур, культур Востока и Запада может осуществляться в соответствии с разными сценариями: поглощение западной цивилизацией восточных, проникновение западной цивилизации в восточные, сосуществование обеих цивилизаций (Япония). Бурное развитие науки и техники европейских стран, потребность в обеспечении нормальных условий жизни для населения земного шара поставили со всей остротой проблему модернизации традиционных цивилизаций. Однако попытки модернизации для многих стран окончились неудачей. Особенно катастрофическими были последствия модернизации традиционных исламских культур. Навязывание чужеродных принципов, разрушение традиционного уклада жизни, урбанизация, несовместимость культурных ориентации с «меркантильной» экономикой Запада вызвали психологическую напряженность населения.

Это не означает, что диалог культур в принципе невозможен или что модернизация традиционных цивилизаций несет населению только ценностную дезориентацию и тотальный кризис мировоззрения. Необходимо отказаться от представления, будто европейская цивилизация призвана быть стандартом для мирового культурного процесса и черты иных культур, не укладывающиеся в европейскую модель, являются ложными или случайными. Но не должна абсолютизироваться и специфика различных культур. Сохраняя свое культурное ядро, каждая культура постоянно подвергается внешним влияниям, по-разному их адаптируя. Защита прав человека, распространение передовых технологий, обеспечивающих людей необходимыми материальными благами, распространение медицинского обслуживания, развитие институтов образования и культуры, интенсивный культурный обмен — все это является свидетельством сближения различных культур.

Любое явление культуры осмысляется людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. Культура сохраняет относительно неизменной лишь свою внешнюю, «вещную» сторону, в то время как ее духовное богатство содержит возможность бесконечного развития. Эта возможность реализуется деятельностью человека, способного обогащать и актуализировать те неповторимые смыслы, которые он обнаруживает в явлениях культуры. В главе «Гносеология» мы указывали на особенность восприятия человеком мира, который рассматривает явления природы как культурные объекты. Это говорит о том, что вся жизнедеятельность человека осуществляется в культурной форме.

Культуру отличает целостность всех ее структурных элементов, которая обеспечивается ее системностью, наличием иерархии, ранжирования, субординации ценностей. Важнейшим интеграционным механизмом культуры является традиция. Само понятие культуры предполагает наличие традиции как «памяти», утрата которой равносильна гибели общества. Понятие традиции включает такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие, культурная динамика. Ядро культуры — система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Оно формируется веками и обеспечивает адаптационные механизмы к изменяющимся условиям бытия общества. Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство заданы сцеплением внутренних принципов. Самобытность — своеобразие, уникальность, обусловленная относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры. Специфика — наличие свойств, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие — совокупность ценностей, созданных предшествующими поколениями и включенных в социокультурный процесс каждого общества. На Всемирной конференции по вопросам культуры (Мехико, 1983) традиция признана в качестве одного из движущих принципов истории.

Функции культуры

Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами.

Культура выполняет также нормативную функцию: она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека. В социокультурном процессе существенное значение имеют ценности государственной жизни: идеократичес-кое, теократическое или политическое государства опираются на существенно различные культурные ориентиры. Государство обеспечивает доминирование тех норм, которые укрепляют его основание и вытесняют все, что несет ему потенциальную угрозу. В свою очередь и культура осуществляет отбор, селекцию общественного опыта, закрепление его в знаковых системах.

Важнейшая функция культуры — человекотворческая: индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Поскольку культура является нормативно регулируемой деятельностью, она предстает как область производства ценностей. Явления культуры руководят социальными изменениями, направляя их к реализации социально значимых целей. Ценности культуры выполняют функцию социальной ориентации и регулирования в данном конкретном сообществе. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть прямое, непосредственное регулирование (право, мораль, табу). Это может быть и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества. Так, этикет подменяет прямую информацию об отношении человека к другому человеку нейтральными формами вежливости, скрывающими их истинное содержание. Культура создает разветвленную систему символов, свидетельствующих о месте человека в обществе (одежда, быт, украшения), о его религиозной принадлежности или приверженности к политическим взглядам и организациям. Зачастую непосредственная принадлежность к названным группам или ценностям подменяется символикой: индивид не ищет в религиозном ритуале духовного утешения, но демонстрирует свою религиозность; он не стремится к достижению конкретных политических целей, но заявляет о своих намерениях, и т. д. Тем не менее и ритуальная практика, и прямое выполнение общественных требований обеспечивают целостность этноса, его социальной, экономической, политической и культурной жизни.

Важнейшие функции культуры — адаптационная и негэн-тропийная. Как область творческого поиска она находит новые возможности ответа на «вызов» истории и природы, для решения назревших в обществе проблем. Культура обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Негэнтропийная функция — сохранение общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы селекции ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, уходят в небытие, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого достояния. В отличие от цивилизации, вмещающей в себя как созидательные, так и разрушительные явления, культура гуманистична, позитивна, она носитель творческого начала человеческого деятельности.

Не всякий созданный человеком предмет — явление культуры, и не всякий человек культурен. Бескультурье или низкий уровень культуры означают отделение части населения от своей культуры. Неграмотность, безнравственность, отсутствие отвечающих культурным нормам навыков поведения, общения, труда, элементарных гигиенических навыков, бездумное отношение к природе и тому подобные проявления низкой культуры — результат плохой культурной политики или ее полного отсутствия. Бескультурье может быть и результатом сознательной политики, которую можно назвать антикультурой. Нигилистически упрощенное представление о культурном процессе превосходно отразил И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм усматривает условие прогресса в ниспровержении веками создававшихся народом культурных ценностей. Имели место попытки создать принципиально новую пролетарскую культуру и в первые годы после революции 1917 г. Теоретическое обоснование подобных претензий предлагали деятели «Пролеткульта», отрицавшие преемственность в культурном процессе. И хотя установки «Пролеткульта» неоднократно и весьма жестко критиковались В. И. Лениным, они реализовались на практике. Нигилистическое отношение к культуре в России в послереволюционный период выражалось в уничтожении храмов, икон, картин, забвении или осуждении трудов выдающихся деятелей культуры. Невосполнимый ущерб культуре принесло физическое истребление выдающихся ученых, философов, художников, служителей церкви.

Но в каких бы условиях ни существовала культура, она противостоит хаосу и дезорганизации общества. «Культура есть начало вечности», — писал Н. А. Бердяев. (Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. С. 94). В произведениях искусства, предметах быта, в научных трудах и архитектурных памятниках, во всем многообразии культуры человеческий дух продолжает жизнь, обеспечивая бессмертие человеческого рода.

Культура охватывает все сферы человеческой деятельности, связывает воедино экономическую, социальную, политическую и духовные подсистемы общества. Но координаты культурного процесса определяются цивилизацией, ее нормами. Культура прочно укоренена в цивилизации, составляет ее плоть от плоти. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы и ученые отождествляют эти понятия. И это не случайно: при нормальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. И культура, и цивилизация имеют нормативную природу. Различие между ними состоит в том, что цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура не тождественна цивилизации, как цивилизация не тождественна культуре. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества, совокупность материальных и духовных благ.

Как один из элементов цивилизации культура соответствует ей, но как элемент, способный к самостоятельному развитию, она может вступать в противоречие с цивилизацией. Наличие названного противоречия — источник развития и культуры, и цивилизации. Тождество между ними теоретически возможно лишь как полное подавление цивилизацией культуры. Это означало бы утверждение господства технико-механических, бездуховных форм жизнедеятельности, подавление творческой инициативы личности. Жесткая регламентация поведения человека во всех сферах его жизни превращает общество в царство застоя. Оно утрачивает способность адаптироваться к меняющимся условиям. Поэтому смерть культуры неминуемо ведет к гибели всего социума. Это неоднократно бывало в истории цивилизаций, оставивших после своей гибели руины некогда процветающей культуры.

Но и радикальное расхождение культуры и цивилизации приводит к гибели последней. Поэтому в цивилизации имеются собственные механизмы социального контроля над культурой. Определяя и стимулируя развитие культуры, цивилизация ограничивает его, подчиняет интересам целого. Жизненность, динамизм цивилизации зависят от способности ее механизмов подчинять разнообразие культурных форм своим идеалам и образцам. Ведь средствами культуры решаются проблемы развития цивилизации, ее адаптации к новому. В то же время существование цивилизации во многом зависит от того, способна ли культура преодолевать консерватизм ограничений, обязывающих ее придерживаться сложившихся стандартов, норм и правил. Культура по своей природе — область творчества, не терпящего рутины и шаблона. И если она не сможет преодолевать жесткие нормативные ограничения, то цивилизация может погибнуть, например, от экологической катастрофы или под давлением нарастающих противоречий между ростом народонаселения и способностью защитить его от массовой гибели, от голода и болезней. Поэтому противоречия между культурой и цивилизацией являются источником их развития, а их тождество означает застой и гибель.

Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура — конкретное воплощение этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Как выражение индивидуального начала каждого социума культура обусловливает различия между народами, принадлежащими к одной цивилизации. Она отражает в нормах поведения, привычках, духовной жизни то, что специфично для данного народа, что составляет его этносоциальную индивидуальность: язык, историческую судьбу, религию, контакты с другими народами и т. д. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает французскую, немецкую, английскую и т. д. культуры.

Цивилизация вмещает в себя как положительные, утвердительные условия бытия человека, так и негативные. В отличие от цивилизации, культура представляет сферу ценностей, она либо есть, либо ее нет. Все, что создано в рамках данной цивилизации, принадлежит ей, является ее достоянием. Однако было бы ошибочным называть культурой все, созданное человечеством в сфере общественного производства. Не все, созданное цивилизацией, культурно. Так, средства массового уничтожения людей — несомненный продукт европейской цивилизации XX в. Но это не культура, это противостоит культуре, представляя реальную угрозу ее существованию.

Как совокупность норм, правил, запретов, предписаний, цивилизация подчиняет себе, регламентирует деятельность людей. Культура — свободная духовная и материальная деятельность в соответствии с этими нормами. Но не всякое нормативно одобряемое действие культурно. Так, каменное орудие в равной мере может быть названо предметом культуры, а может быть и средством выживания. Возделывание почвы свободным греческим крестьянином может быть культурной деятельностью, а ее обработка рабом, подгоняемым бичом надсмотрщика, культурной называть невозможно, хотя раб выполняет те же правила земледелия, что и свободный человек. Цивилизация XX в. оставила после себя гниющие искусственные моря, созданные человеком сообразно инженерным расчетам, в соответствии со строительными нормами и правилами. Она уничтожила Аральское море, но переполнила Каспий, в результате чего происходит затопление объектов культуры. Подход, воплотившийся в классической формуле И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», мог быть и во многом реализовался как культурная деятельность (достижения в селекции растений и животных). Этот же принцип существования цивилизации породил гигантский конфликт человека и природы со всеми последствиями вакханалии бескультурья.

Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве. А. Тойнби подчеркивает: «Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. В сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации». (ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991. С. 355—356). Цивилизация — самоподдерживающаяся неизменность общества, носитель социальной статики. Культура — носитель социальной динамики, она формирует и одновременно формируется сама творческим меньшинством личностей, способных дать «ответ» на «вызов» истории и сообщить импульс социальным изменениям.