О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют об их возникновении, развитии, сложном и драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет. Вызывают вполне обоснованные возражения религиозная концепция о сущности и происхождении общества (поскольку она требует признания своей мифологии за действительность), идеалистическая концепция (в силу своей спекулятивности) и материализм (по причине отсутствия достаточной научной аргументации).

В определенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм никогда нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря на ограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись с доверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степенью вероятности реконструировать картину возникновения общества.

Попытка научного описания происхождения общества

Такие попытки делались в рамках марксистекой орудийно-трудовой теории, согласно которой труд, а затем и членораздельная речь создали человека. Не отрицая значение орудий труда в жизни человека, мы тем не менее не находим в научных фактах сколько-нибудь внятного подтверждения этой гипотезы. 3. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенно не подтверждается этнографическими исследованиями. Й. Хейзинга видит в игре и игровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека. Эрнст Кассирер (1875-1945) выдвинул символическую концепцию происхождения человека и его культуры.

Согласно Кассиреру, человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им. Это позволило нашим далеким предкам выйти за пределы своей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. В свою очередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Возникновение общества совпадает с возникновением человека. Предполагается, в частности, что человек возник в результате длительной эволюции от обезьян австралопите-кового типа. Эволюция, насчитывающая миллионы лет, завершилась возникновением человекообразных существ (гоминид). Период их существования составляет примерно 2 млн. лет. Развитие гоминид осуществлялось одновременно по нескольким направлениям: неандертальцы, синантропы, питекантропы суть параллельные ветви. Вполне вероятно, что наиболее развитые представители гоминид (они получили наименование «пресапиенсы») в процессе своей эволюции вступали в брачные связи с менее развитыми человекообразными существами, что предположительно обусловило расовое многообразие человечества. Это означает, что в процессе возникновения человека участвовали представители различных ветвей, но главные генетические признаки — физический облик, эндокринную и нервную системы современный человек унаследовал от пресапиенсов.

Для добывания пищи, оборудования жилища, изготовления одежды в основном из шкур животных пресапиенсы пользовались грубо обработанными каменными орудиями, изделиями из дерева, кости, раковин. Использование огня и приготовление некоторой части пищи на костре или в горячих углях заметно отличало их от животных. Они умели рисовать, что свидетельствовало о развитой системе коммуникации, а также владели звуковой речью, хотя и не очень членораздельной. Эти существа не были в полном смысле людьми, но не были и животными. Группы первобытных гоминид представляли собой стадо, внутренняя жизнь которого регулировалась характерными для животного мира принципами: беспорядочные половые связи, агрессивные повадки, власть силы в распределении пищи и т. д. В процессе возникновения общества эти принципы трансформировались либо отошли на задний план, или на них был наложен строжайший запрет (табу).

Можно предположить, что важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаковой системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Такой способностью не обладает ни один вид животных. Показ, пример, система запретов и ограничений получали свое выражение не только в невербальных, но и в постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закреплять трудовые навыки, упорядочивать поиск и обработку пищи, согласовывать свои коллективные действия. Этнографические данные показывают огромное значение игры как формы передачи опыта и формирования навыков совместной деятельности.

Среди наиболее известных выделяются запреты, связанные с поведением в отношении пищи, а также сексуальные ограничения, и в первую очередь — запрет инцеста. Они имели далеко идущие последствия. Ведь беспорядочные половые связи несли угрозу вырождения потомства. По-видимому, полученный опыт и был зафиксирован в табу на брачные отношения между близкими родственниками. Это позволило упорядочить систему брачных связей, жестко их фиксировать, наладить обмен женщинами, дочерьми, сестрами, а затем по аналогии с ним — обмен пищей, изделиями, словами знаками. Названные процессы способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми и осознанию необходимости их соблюдения. Закреплению норм способствовали мифологические и первые религиозные представления и система табу, нарушение которых строго каралось. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормы повседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельности человека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы трансформацию ни переживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.

Общественное

В современном виде общество представ-производство ляетсюбой исторически конкретное, целостное и устойчивое образование, имеющее внутренние механизмы воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство — длящийся во времени и циклически повторяющийся процесс (воспроизводство).

В то же время оно включает в себя изменчивость, определенную социальную динамику (т. е. собственно производство). Единство названных моментов базируется на традиции, социальном наследовании, с одной стороны, и росте и накоплении практического и духовного опыта — с другой. Социальная динамика, развитие общества обеспечиваются сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накопленного опыта как в производстве, так и в управлении поведением людей. Важнейшие средства трансляции опыта — язык, показ, пример, и главное — общественное богатство и культурное достояние народа, наследником которого он является.

В широком смысле общественное производство — многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни. В него входят: воспроизводство самих людей; материальное производство, т. е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т. е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, целостность и организованность общества. Общественное производство — коллективный процесс и потому с необходимостью включает в себя систему отношений, специфичных для каждого элемента общественной жизни. Основные из них — се-мейно-бытовые, производственные, социальные, духовные (идеологические), политические. Усложнение общественной жизни сопровождается усилением дифференциации общества и разделения труда. В результате складываются важнейшие относительно самостоятельные специфические подсистемы общества, каждая из которых выполняет необходимые для всего социального организма функции. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая подсистема

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое общество располагает необходимыми для его существования и развития природными благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение и использование созданного предшествующими поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности, первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай, в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим образом определяет и саму форму общественного производства.

Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Марксизм абсолютизировал роль материального производства как основы общественного развития. При таком подходе искажается представление о сущности самого материального производства и недооценивается роль духовного производства и производства материальных и духовных услуг.

Производительные силы и социально-экономические отношения. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и средства производства — предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производительные силы общества. В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми: организационно-экономические, производственно-технологические и социально-экономические. Если производственно-технологические отношения в значительной мере зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, то организационно-экономические и особенно социально-экономические — от форм собственности на средства производства.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства. Вся система названных отношений регулируется социальными нормами и нормами права и зависит от характера собственности на средства общественного производства.

Собственность

Собственность — институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере. Она распространяется не только на средства производства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства — рабочая сила, средства производства, земля и ее недра, продукты материального производства, духовной, творческой и иной интеллектуальной деятельности и т. д. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. Формы собственности зависят от степени реального обобществления производства, на которое в свою очередь влияет общий технологический прогресс.

Духовное

Необходимое условие бытия общества — дупроизводство ховная деятельность людей. Люди — сознательные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Важнейшим элементом духовной жизни общества является специализированная профессиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, т. е. повторяющиеся существенно-необходимые зависимости между хозяйственными процессами общества в целом. К их числу можно отнести закон возвышения потребностей, законы общественного воспроизводства, закон стоимости и др.

Духовная подсистема

Эта подсистема включает органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. Важнейшие из них — познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соответствуют многообразным духовным потребностям.

Отрасли духовного производства. Наука

Научные институты и разнообразные объединения ученых осуществляют познание природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. В науке также возникают собственные проблемы, не имеющие непосредственного выхода в социальную практику. Разрешение названных проблем является условием дальнейшего развития науки, ее внутренней потребностью.

Информация и коммуникация

Существуют области духовного производства, направленные на удовлетворение потребности в обмене информацией, духовном общении. Это прежде всего средства прямого информирования населения. В старину это были глашатаи, читавшие указы государей на площадях, проповедники, поэты и сказители, скоморохи, театр, а также писаная литература. Позднее, с развитием технических средств информации, потребности в духовном общении удовлетворялись печатными изданиями (книги, газеты, журналы), затем появились радио, кино, телевидение, т. е. средства массовой информации (СМИ) в современном виде. Характерные признаки массовой информации — публичность, быстрота передачи информации и ее преходящий характер. Формы массовой информации зачастую подвергаются справедливой критике, поскольку в них может преобладать пропаганда и агитация с присущими им шаблонностью, односторонностью, навязчивостью. Средства массовой информации в современных условиях — особый вид индустрии, производящей свой товар, который более или менее выгодно продается на рынке. Продается и творческий потенциал интеллигенции (журналистов, телеведущих, шоуменов и т. п.). Кто платит деньги, тот и заказывает «музыку». Иными словами, СМИ — тот вид производства, в который финансовые олигархи наиболее охотно вкладывают свои капиталы.

Наряду с организованными существуют стихийные средства передачи информации, к числу которых относят, в частности, слухи. Слухи возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. (Их классифицируют на абсолютно недостоверные, недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слухи с элементами неправдоподобия.) Следует отметить, что слухи могут распространяться вполне сознательно в качестве средства манипулирования общественным мнением.

Развитие средств массовой информации не устраняет потребность в непосредственном межличностном и коллективном духовном общении людей, которая удовлетворяется принципиально иными средствами и в иной обстановке (дома или в театре, в учебной аудитории или переписке и т. п.). Тем не менее средства массовой информации — необходимый элемент духовного общения в современном обществе.

В научной литературе и в обиходной речи понятия «индюр-мация» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или группы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация — вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взимопонимания между людьми.

Духовное производство и духовное общение невозможны без определенных предпосылок, т. е. наличия регулирующих его норм, а также некоторого исходного мыслительного материала, созданного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в языке, предметах материальной и духовной культуры. Поэтому неотъемлемым компонентом духовного производства является кодирование, тиражирование, хранение и распространение духовного богатства. Оно предполагает также формирование личности, способной к освоению культурных ценностей.

Воспитание и образование

Особая область духовного производства — воспитание и образование человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведения, разнообразные формы школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты и т. п.), детские дошкольные учреждения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых, государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями.

Центральное звено духовной подсистемы — сознание общества, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации и т. д. Важнейшими элементами сознания общества являются индивидуальное и общественное сознание.

Индивидуальное сознание — образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов — материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщенность к реально функционирующему сознанию личности.

Структура общественного сознания

Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, возникающее под непосредственным влиянием быта, консервативно, замкнуто, догматично, эмоционально окрашено. В нем преобладают суеверия, предрассудки, а слухи — основной способ передачи информации. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. (См. гл. 3).

Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

Общественная психология

В понятии общественной психологии мыслятся проявления психики человека, социальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т. д. Социальная психология включает также психический склад, т. е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. В понимании сознания социальных общностей и групп значительную роль играет учет социального характера, который представляет собой особое, отличающее именно данную группу единство некоторого множества черт (рабочий характер, национальный характер, купеческая психология и т. п.)

Существенное место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства массовидны, динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковы взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.

Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.

Идеология

Сознание всегда так или иначе решает проблемы смысла жизни, отвечает на коренные, жизненно важные вопросы, связанные с потребностями и перспективами общественного развития. Названные вопросы ставятся и решаются в рамках идеологии. Идеология — структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений. Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. На этой основе вырастают некоторые теоретические построения, раскрывающие особый взгляд на смысл происходящего и пути выхода из социальных тупиков и трудностей. Вот эта бесстрастная, наукообразная видимость и составляет форму идеологии. Сущность же идеологии — выражение интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы, правящей элиты или ее оппозиции и т. д. Идеология объективна по форме, но субъективна по содержанию. Она в теоретически систематизированном виде выражает точку зрения социальных групп на потребности общественного развития и теоретически обосновывает и оправдывает их социально-политические действия.

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды или формы общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие своеобразно представленные обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

Состояния общественного сознания

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях состояния общественного сознания: массовое сознание, общественное мнение и др. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каковы господствующие механизмы формирования общественного мнения (является ли оно результатом идеологического принуждения или формируется стихийно), каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания принадлежит определению соотношения научных и вненаучных представлений. Например, в периоды общественных потрясений и кризисов возрождаются самые дикие предрассудки и суеверия, нарастают апокалиптические настроения, фетишизация общественного сознания.

Общественное сознание получает свою реализацию в культуре.

Социальная подсистема

Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и неравенство людей — естественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета — силы, ловкости, мужества или умений — возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство — важный стимул развития личности и в конечном счете общества.

Особая роль в появлении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения.

Социальные Общности и группы

Важнейший элемент социальной структурЫ социальные общности и группы, оНИ представляют собой более или менее целостные объединения людей, отличающихся наличием общих социальных признаков. К числу этих признаков относятся общие для группы потребности и интересы, ценности и нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли. Характер и тип социальной группы определяют и особенности ее поведения, и место в социальной подсистеме общества. Главный объединяющий признак социальных общностей и групп — общность потребностей и интересов, определяемых их объективным положением в обществе. Различие социальных групп и социальных общностей состоит в степени их социальной однородности и устойчивости. По сравнению с социальными группами социальные общности менее однородны в социальном и более рыхлы в организационном отношении. Примером, иллюстрирующим понятие общности, могут быть, в частности, этнические и конфессиональные общности, экологические, политические движения, общественные объединения типа спортивных или любительских и т. д.

Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям. В частности, выделяются большие и малые социальные группы. Для малой группы характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальность отношений, общие ценности и правила поведения. Таковы, например, трудовой коллектив предприятия, учреждения и семья. Коллектив — малая социальная группа, объединенная общей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т. д. коллективы). Семья — важнейший институт общества, который основывается на браке или кровном родстве. Семейные отношения отличаются неформальностью межличностных взаимодействий, создающих необходимые условия для продолжения рода и благоприятствующих воспитанию детей, наследованию ими культурных традиций общества. Семейные отношения не исчерпываются родственными связями: они скрепляются взаимной моральной ответственностью членов семьи друг перед другом, совместным трудом и бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом.

Большие социальные группы — классовые, этнические, территориальные, общественно-политические и другие, возникающие исторически. Их роль в. жизни личности и общества весьма значительна.

Этнические общности

Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-исторических коллективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Первой формой таких общностей был род — кровнородственное объединение людей, являвшееся основной социальной, производительной и этнической ячейкой первобытного общества. Объединение двух и более родов, насчитывавшее от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризует народность и нацию. Но между ними есть и существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка (хотя диалектные особенности сохраняются). Это факторы разрушения кровнородственных родовых связей. Но и связи, объединяющие народность, достаточны рыхлы, важнейшее объединяющее начало — территория проживания племен, составляющих народность.

Главная отличительная особенность нации — своеобразие материальной и духовной культуры, формирующейся на базе интенсивных экономических связей объединившихся и ассимилированных в некое целостное образование народностей. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык; общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание. Отсюда чувствительность нации к проблемам культурного развития, языка, национальной специфики в целом.

В современных условиях генетически предшествующие друг другу этнические общности трансформировались, но тем не менее сохраняются, что препятствует консолидации народности и нации. Так, в ряде стран бывшего СССР, в том числе и в России, дают о себе знать проявления трайболиз-ма, т. е. активной деятельности кланов, основывающихся на родоплеменной общности. Цель их активности — борьба за власть, политическое или экономическое влияние, доминирование в сфере культуры.

Сословия и классы

В социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия — социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру общества. Например, в доколониальной Индии одновременно существовали сословия и касты — замкнутые эндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии. Наверху кастовой иерархии стояли касты брахманов и кшатриев, ниже находились касты торговцев и ростовщиков и еще ниже — огромное количество земледельческих и ремесленных каст. В самом низу социальной лестницы — касты неприкасаемых, лишенные права иметь землю и живущие за счет подаяния. Характерно, что имущественное положение привилегированных каст поддерживалось государством. В России сословное деление общества осуществлялось по другому принципу: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, мещане. Остатки сословного деления общества сохраняются практически во всех странах, где оно исторически сложилось.

Среди больших групп выделяются классы, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу. Главный признак класса — экономический, ибо именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления. В современной социологи классы определяются и по другим основаниям. Например, по доле общественного богатства, которой располагают социальные группы, они разделяются на высшие, средние и низшие классы. При этом не учитывается источник дохода, так что среди высшего класса могут оказаться известные киноактеры, звезды эстрады и банкиры. Аналогичным образом дело обстоит и со средним и даже низшими классами. Выделяется также класс управляющих по роли в организации общественного труда.

В современном обществе особая роль принадлежит интеллигенции — большой социальной группе людей, профессионально занятых высококвалифицированным умственным трудом. Численность интеллигенции постоянно возрастает, а ее роль становится все более значительной. Это связано в первую очередь с научно-техническим прогрессом, а также с ростом потребности в духовных услугах в современном обществе. Интеллигенция социально неоднородна как по своему происхождению, так и по социальному статусу. Соответственно неоднородны и ее политические ориентации.

Институты

Развитие общества сопровождается созданием разветвленной системы институтов — социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организационной структурой. Институты осуществляют общественно значимую деятельность, без которой нормальное функционирование общества невозможно. Это государство и его институты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозные учреждения, учреждения образования и культуры, системы здравоохранения и санитарной службы, рынок, банки и т. д. Деятельность социальных институтов распространяется на все сферы общественной жизни: семья и производство, движение товаров и денег, производство и потребление и т. д. Институты осуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечивают их эффективное взаимодействие, закрепляют сложившиеся социальные ценности и утверждают новые.

Территориальные группы

Во многих странах серьезные проблемы возникают во взаимоотношениях территориальных групп. Это могут быть отношения провинции и центра, столиц и окраин, крупных регионов, различающихся традициями духовной жизни и уровнем экономического развития (например, отношения Севера и Юга в США или Италии). Отношения между территориальными группами могут усугубляться этническими или религиозными различиями, территориальными претензиями одних административных единиц к другим.

Развитие общества сопровождается усложнением его социальной структуры. Это порождает потребность в согласовании взаимодействия и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп. Виды социальных общностей и групп определяют и характер отношений и социальных связей между ними. Связи могут быть долговременными и кратковременными, прочными или слабыми и непрочными, непосредственными и опосредованными. Важнейшая роль в формировании характера связей принадлежит интересам, а необходимость их согласования реализуется специальными институтами общества и в первую очередь политической системой.

Политическая система общества

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усиление социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества. Под политической системой понимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Политическая система имеет сложное строение. Ее центральным элементом является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе применением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам. Государство — важнейший социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений. Основные признаки государства:

1. Публичная власть, обособленная от общества. Власть — это возможность одного субъекта (властителя) отдавать приказы подвластным ей гражданам, осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к лицам, уклоняющимся от их исполнения.

2. Суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане.

3. Территория, на которой распространены законы и полномочия власти.

4. Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Право на легальное применение силы, физического принуждения по отношению к гражданам, нарушающим законы, вплоть до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти.

5. Право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения и т. д.

Форма государства определяется формой правления (т. е. способом организации власти) и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. Монархия отличается следующими признаками: во-первых, власть принадлежит одному лицу, и во вторых, глава государства получает свою власть по наследству. Различаются абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими конституционными нормами; и конституционные монархии, где полномочия монарха ограничены конституцией.

Главная особенность республики состоит в том, что источником власти является народ, поскольку высшие органы государства избираются народом. Различаются парламентская, президентская и смешанные республики. Парламентская республика предполагает формирование правительства по принципу парламентского большинства: какая партия составляет в парламенте большинство, такая и формирует свое правительство, подотчетное парламенту. Президентская республика отличается тем, что главой государства и главой правительства является президент. В смешанной (полупрезидентской) республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не обладают собственной государственностью. Федерация — союз политических субъектов (штаты, земли, субъекты федерации и т. п.), имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Особая форма межгосударственного объединения — конфедерация, представляющая собой постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Функционирование подавляющего большинства современных государств осуществляется на основе конституций. Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы политического, социально-экономического строя, права и обязанности граждан, механизм образования и принципы функционирования основных государственных органов, основы избирательной системы и т. д. Конституция определяет форму правления и государственного устройства.

В правовом государстве конституция не только определяет нормы взаимоотношений граждан и государства, права и свободы личности, но и ограничивает власть. Конституция устанавливает приоритет прав человека над законами государства: гражданам разрешено все, кроме того, что запрещено законом. Она ограничивает сферу деятельности государства: для органов государственной власти запрещено все, кроме того, что разрешено законом. Особенностью правового государства является наличие развитого гражданского общества, т. е. не опосредованной государством сферы взаимоотношений свободных и равноправных граждан в условиях демократии. Свобода каждого индивида ограничена свободой и правами других людей. Верховенство закона и всеобщность права, которое в равной мере распространяется на всех граждан, в том числе и на органы государства, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей — таковы важнейшие признаки правового государства.

Политическая система включает также совокупность многообразных партий, движений, организаций, институтов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические организации влияют на формирование государственных структур, определяют программы своей деятельности, выражают интересы социальных общностей и групп в соответствующих лозунгах, социальных проектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих групп, которые противоречат или ущемляют интересы других. В связи с этим партии и движения опираются на авторитет власти, вмешательство которой способствует урегулированию противоречий, согласованию интересов.

Деятельность государства, осуществляющего управление обществом, и деятельность общественно-политических организаций и учреждений по использованию институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов составляет сферу политики. Основное назначение государственной политики — обеспечение целостности общества, интеграция населения, рационализация отношений социальных общностей и групп с противоположными интересами, использование права для решения названных задач. Государство регламентирует хозяйственную, экономическую, социальную и духовную сферы общества в той мере, в какой это необходимо для его нормального функционирования и развития.

Основное назначение политики партий и движений — целенаправленное влияние на институты публичной власти. Своей политикой они участвуют в создании структур власти, поддерживают или разрушают их. В критические периоды развития общества основное назначение политики — борьба за власть и ее перераспределение между различными социальными группами. Таким образом, политика выступает как форма взаимодействия между теми, кто управляет, и управляемыми. Деятельность государственных и общественно-политических организаций регламентируется правом, а также господствующими в обществе обычаями и традициями.

Политика — сфера сознательных или стихийных действий. Она предполагает осознание социальными группами своих интересов, а властью — своего политического назначения. От политического менталитета граждан в значительной мере зависят содержание и направленность политического процесса. Поэтому одним из важнейших элементов политической системы является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и рациональные, ценностные и нормативные, рациональные и интуитивные представления граждан об их связях с институтами власти и между собой по поводу их участия в управлении обществом и государством. Оно включает осознание гражданином своей групповой принадлежности и вытекающих отсюда интересов, определение политической позиции относительно власти, своего гражданского статуса, своих прав, свобод и обязанностей. Политическое сознание включает в себя идеологию как осознание интересов социальных групп и их значимости в системе потребностей общественного развития. Уровни политической идеологии — теоретический, программно-политический и эмпирический, характеризующий степень усвоения политических программ отдельными группами общества. Политическая психология как элемент политического сознания характеризует политическое поведение масс, их настроения, установки, стереотипы и привычки.'Политическая психология социальных групп отличается соотношением сознательного и стихийного, рациональных и иррациональных поступков в политическом поведении масс.

Политическое сознание непосредственно влияет на политическое поведение масс. Оно формируется как стихийно, так и целенаправленно. Поэтому государство заинтересовано в формировании соответствующего своим задачам политического сознания. В качестве примера приведем динамику текстов букварей, по которым учили грамоте в послереволюционный период в России. Букварь 1918 г. повторил дореволюционные тексты букваря, выдержавшего до этого 18 изданий. Букварь 1928 г., изданный Всесоюзной Чрезвычайной Комиссией и Центральным комитетом профсоюза сельскохозяйственных и лесных рабочих СССР, содержит агитационные тексты, разъясняющие права крестьян-бедняков против кулаков. Букварь для колхозников Государственного учебно-педагогического издательства 1931 г. агитирует за коммуны. Например, дети изучают букву «х». В статье «Коммунары и Михаил» текст: «У Михаила соха. У коммунаров машина. Худо пахал Михаил сохой. Хорошо пахали коммунары машиной». В этих букварях нагнетается антикулацкая истерия. Характерен рассказ «Как кулак поджег колхоз» (излюбленная тема букварей того времени): «Приуныл кулак Жуков. Стал думать, как бы разорить колхоз. Дай, думает, подожгу, авось дойму...». В букваре для школ грамоты Казахстанского издательства 1935 г. весьма показательны рассказы типа «Пожар в колхозе»: «Егор Исаев— наш селькор. Он написал о проделках кулаков письмо в газету. Кулаков выгнали из колхоза. Они подожгли дом Егора Гусева. Дом сгорел дотла. Огонь захватил весь колхоз. Много убытку было в колхозе. Много погибло скота, хлеба и другого колхозного добра. Но кулаков нашли и осудили. Дом кулаков Совет передал колхозу. Егора Гусева колхоз поселил в доме кулака. Пиши в газету о своем колхозе». Как говорят в таких случаях, комментарии излишни...

Трудно переоценить роль средств массовой информации в формировании политического сознания. Не случайно их называют четвертой властью. Коммуникация — необходимый элемент политической системы. Она включает в себя, во-первых, средства связи между институтами политической системы, во-вторых, каналы передачи информации правительству, в-третьих, средства массовой информации. Между названными информационными системами существует теснейшая связь. Средства массовой информации не только информируют население, но и комментируют те или иные политические заявления представителей власти, партий и движений, дают им оценку, соответствующим образом подбирают информационные материалы, формируют настроения и политические установки граждан. В целом политическая система оказывает огромное влияние на социальные и экономические отношения. Для реализации своих функций она использует не только собственные институты права и государственного принуждения, но и средства убеждения, опирающиеся на сложившуюся в обществе систему ценностей и норм и формирующие политическое и правовое сознание своих граждан.