Ранее процесс познания рассматривался с формальной стороны: были зафиксированы основные элементы гносеологического отношения и обозначены их структурные связи. Придать этой схеме содержательный характер - это значит проанализировать познавательные способности человека, выявить разные способы отражения объекта и типы образов, возникающих в этом процессе, исследовать их взаимосвязь и динамику. В гносеологии эта задача решается через изучение чувственной, рациональной и иррациональной сторон сознания субъекта.

Чувственная сторона познания определена способностью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания) испытывать воздействие объективного мира, преобразовывать результат этого воздействия в субъективные наглядные образы сознания и оперировать этими образами. Органы чувств являются исходными каналами связи человеческого сознания и объективным миром. На их базе формируются такие формы отражения мира, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отображение отдельных свойств предметов с помощью конкретного органа чувств. Можно выделить зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения. На этом уровне отражения мира происходит субъективация объективных взаимодействий предметов с рецепторами нервной системы. В природном мире не существует зеленого, красного и других цветов - там есть лишь световые волны разной длины и поверхности, способные генерировать или отражать эти волны в определенном диапазоне. Взаимодействие этих волн со зрительным аппаратом и порождает «цвет», как субъективное ощущение. Аналогичным образом обстоит дело со звуком, вкусом, теплом, шероховатостью - все это суть элементарные субъективные образы свойств предмета.

Все органы чувств работают в строго определенном диапазоне - из бесконечного многообразия свойств, связей и отношений они «выхватывают» те, которые оказываются наиболее значимыми в процессе биологической эволюции. Активность субъекта в познании проявляется уже на уровне ощущений - через избирательность, присущую органам чувств, и зависимость ощущений от общего состояния организма и предшествующей настройки органов чувств.

Является ли конкретный набор органов чувств, которыми обладает человек, достаточным для адекватного познания мира? Этот вопрос широко обсуждался в ХУН-ХУШ вв., в контексте дилеммы сенсуализма и рационализма. Для сенсуализма, отводящего разуму и рассудку лишь роль классификации и обобщения данных органов чувств, ответ очевиден - чем шире диапазон связи с объектом, тем адекватнее его отражение. Однако в действительности дело обстоит сложнее. Фиксация в ощущениях абсолютно всех свойств материальной реальности не позволила бы сознанию выделить ни одного конкретного предмета: все связано со всем. Частичное расширение диапазона (летучая мышь, улавливающая ультразвуковые колебания, или служебно-розыскная собака с обостренным нюхом) совершенно непринципиально для гносеологии. Выход в иные диапазоны человек осуществляет с помощью искусственных средств познания.

Восприятие - образ конкретного предмета (вещи), возникающий при непосредственном контакте с ним как синтез разных ощущений. Если в ощущениях возникает образ свойств, то в восприятии человек получает образ вещи. Ведущим органом чувств при этом выступает зрение, схватывающее пространственные характеристики предметов. Активность субъекта в процессе восприятия, помимо тех моментов, которые указывались для ощущения, воплощена в неразрывной связи восприятия с мышлением.

Представление - чувственно-наглядный образ, формируемый в сознании с помощью памяти и воображения без непосредственного контакта с предметом. Представление возникает на базе опыта предшествующих восприятий и элементов рационального мышления. В представлении обобщающая функция сознания проявляется в том, что мы можем представить «стол вообще», в отличие от любого непосредственно воспринимаемого стола. В этот образ войдут наиболее типичные характеристики тех реальных столов, с которыми сталкивался человек. Представление предмета более абстрактно, чем его непосредственное восприятие.

Рациональная (логическая) сторона познания определена способностью человека оперировать мысленными заменителями предмета (понятиями), конструировать модели реальности, абстрагируясь от чувственной наглядности. Рациональное познание осуществляется в формах логического мышления, которыми выступают понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это элементарная форма мышления, абстрактный мысленный образ, в котором фиксируются общие и существенные свойства предмета, класса предметов. Понятие качественно отличается от представления - представленный «стол вообще», как правило, будет обладать четырьмя ножками, тогда как в понятии «стол» зафиксированы лишь его существенные и необходимые признаки (свойства).

Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем понятия - это совокупность всех предметов, схватываемых данным понятием.

Содержание понятия - это совокупность существенных, отличительных признаков предмета. Между объемом и содержанием существует очевидное логическое взаимоотношение: чем больше объем, тем беднее (меньше) содержание, и наоборот. Самые общие (т. е. широкие по объему) понятия являются наименее содержательными (в них фиксируется меньшее число признаков). Такие фундаментальные понятия онтологии, как «бытие» или «материя», применимые к бесконечному массиву событий, обладают минимальным содержанием: в них фиксируется один-два признака. Это, однако, не превращает их в бессмысленные абстракции, ибо зафиксированные признаки являются существенными и необходимыми для познания других, более частных предметов.

Познание в его рациональной (логической) форме - это оперирование понятиями: уточнение их объема и содержания, выявление отношений между разными понятиями, связывание понятий друг с другом. Предметом отражения в понятии могут быть как сами процессы, вещи и их свойства, так и отношения, связи между ними. Собственно, мир, представленный в логическом мышлении, - это совокупность соотносительных, взаимосвязанных понятий.

Суждение - это форма мышления, в которой связываются несколько понятий. В языке суждение выражается предложением (высказыванием). Так, фраза «стол стоит у стены» является фиксацией отношения четырех понятий. Три из них очевидны: «стол», «стена», «стоять» (а не «валяться»). Но и за словом «у» в данном суждении стоит фиксация определенной степени пространственной близости стола и стены.

В познавательном суждении за связью понятий предполагается связь объектов. В суждениях иных типов («хорошо, что стол стоит у стены», «я хочу, чтобы стол стоял у стены») фиксируется субъективное отношение к реальности.

Умозаключение - форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые. С помощью умозаключений и рождается новое знание. Формы мышления, законы и правила умозаключений изучает логика, как специальная наука. Например, умозаключение «стол стоит у стены, следовательно, жизнь хороша» является некорректным, ибо в формулировках первого и второго суждения отсутствуют общие понятия, позволяющие делать сколько-нибудь обоснованные переходы от одного суждения к другому.

Наличие двух типов познавательных способностей породило в гносеологии дилемму сенсуализма и рационализма (ХУН-ХУШ вв.). Недостаток этих позиций не в том, что они отрицали или «принижали» один из типов познавательных способностей человека, а в том, что они не видели их взаимосвязи: либо стирали их различие (сенсуализм), либо считали особыми, самостоятельными источниками знаний (рационализм).

Чувственная и рациональная стороны познания находятся в противоречивой взаимосвязи. Качественное различие образов чувственного и рационального типа означает принципиальную несводимость понятия к представлению и восприятию. Переход от чувственного образа к понятию носит характер скачка в познании. С другой стороны, существует взаимное проникновение чувственного и логического. В живом созерцании предмета его восприятие постоянно корректируется имеющимся набором понятий. Предмет воспринимается не как комбинация ощущений, а как «стол», «персик» на основе исходного (не обязательно верного) понятия, определения. Рациональная сторона познания «направляет» деятельность органов чувств, заставляя их выделять и фиксировать вполне определенные свойства предмета. Аналогичным образом любое понятие, сколь бы жестко и строго оно ни было определено, несет некоторую эмоциональную нагрузку, «тянет» за собой широкий спектр чувственных образов, представлений. Для познания характерна зигзагообразность, постоянный переход от чувственных образов к логическим, и наоборот. Этот переход осуществляется как сознательно, так и бессознательно.

Наряду с чувственным и рациональным, сознание включает иррациональные компоненты и структуры. Иррациональность означает в данном случае неосознанность, неконтролируемость рассудком, невозможность вербального (словесного) выражения протекающих в сознании процессов и их результатов. Применительно к проблематике гносеологии речь идет о выделении в составе познавательных способностей человека интуиции, как самостоятельного фактора познания.

Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Интуитивное знание проявляется в разнообразных обстоятельствах: в научном открытии, когда возникает принципиально новое объяснение явлений, не выводимое логически из имеющихся теорий; в общении, когда нам внезапно открывается внутренний мир собеседника, до той поры закрытый и забаррикадированный словами и ритуальными формами поведения; в техническом конструировании.

Проблема интуиции всегда привлекала интерес философии в силу ее «таинственности», скрытости механизма озарения. Постановка и решение этой проблемы зависят от общефилософской ориентации. Для субъективного идеализма интуиция - это сугубо субъективный, спонтанный, индивидуальный процесс, не подчиняющийся никаким общим закономерностям. Для объективного идеалиста это способ связи субъекта с Богом. Направление в гносеологии, абсолютизирующее роль интуиции, называется интуитивизм.

Хотя психологические механизмы действия интуиции изучены еще недостаточно, можно зафиксировать некоторые ее существенные черты.

1. Непроизвольность и неожиданность интуитивного решения проблемы, порывающего с установленными канонами, догмами. По-видимому, бессознательное протекание психических процессов приводит к ослаблению привычных познавательных установок, гносеологического фильтра. Ассоциативные связи представлений и понятий, которые в рамках традиционных познавательных установок выглядели бы некорректными, создают новые образы реальности.

2. Способность сознания представить предмет (ситуацию) в целом, не дробя на части, как это характерно для рационального познания. Поэтому результат интуиции выглядит алогичным, не вытекающим с логической необходимостью из наличного знания. По-видимому, это связано с цельностью работы сознания и, в частности, обеспечивает связь рациональной и чувственной сторон познавательной деятельности. В этом смысле интуиция - это неосознаваемый переход от чувственного образа (представления) к понятию, и наоборот.

В рамках научного изучения механизмов интуиции разрабатываются правила и приемы ее стимулирования.