Категорией «единичное» мы обозначаем наличную данность предмета во всем богатстве его свойств и связей. Категорией «общее» («всеобщее») - то физически или логически одинаковое, однообразное, что связывает единичные предметы в нечто общее - систему, целое.

При внешней простоте этих категорий в их употреблении в науке и в жизни кроются серьезные трудности и искажения. Прежде всего, это вопрос: что считать общим? Ранее указано: «Общее - физически или логически одинаковое...» Это и определяет разделение трактовок общего. Обыденное сознание и философы-позитивисты считают, что общим может быть только первое: например, одинаковые черты лица у родственников объединяют их в семейную общность. Однако Гегель называл такое понимание общего абстрактным и заявлял, что философия и наука должны быть в состоянии иметь дело с конкретно общим в мире. Конкретно понятое общее - это обнаружение в предметах их общей логики, общего закона их объединения в единую общность. Тогда в систему целого смогут входить и физически неодинаковые и даже противоположные по свойствам предметы, тогда весь мир можно представить как единую противоречивую систему, способную к 160


внутренним противоречиям и саморазвитию, прогрессу. В противном случае мир - только хаос предметов, связанных в группы внешними одинаковыми признаками, хаос, не способный к движению и развитию.

Второй вопрос: что первично, что главенствует в мире - единичное или общее? Современный позитивизм (как и средневековый номинализм) однозначно утверждает первичность, суверенность, «права» единичного, пренебрегая ценностью общего. Это очевидная философская основа мировоззренческого и житейски-политического индивидуализма. Единичное абсолютизируют сегодня также экзистенциализм, феноменология, прагматизм, философская антропология. Противоположная позиция - средневековое и современное завышение роли и значения общего, так называемый средневековый реализм. Он столь же очевидно является теоретической основой другого политического направления - тоталитаризма, господства общего над единичным. Правильное решение здесь заключается в понимании единства, взаимопроникновения, синтеза единичного и общего. Единичное богаче общего, но общее важнее единичного. Единичное входит в состав общего, но и общее присутствует в единичном как его «частичка, сторона или сущность» (В. И. Ленин).

Как ни странно, эта в сущности нехитрая диалектика единичного и общего до сих пор является камнем преткновения для очень многих современных политиков, естествоиспытателей, деятелей искусства, да и философов. В той или иной разрозненности либо слитности люди жили всегда; научиться жить в единстве - явно очень трудное дело. («Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся», - А. С. Пушкин.)