Диалектике как правильному, адекватному противоречивости предмета отражению его сложности противостоят крайности догматизма и релятивизма. Догматизм - это обнаружение одной из крайностей в сложном бытии предмета и абсолютизация этой крайности. Догматизм отрицает развитие, пластику бытия предмета, видит мир однозначным, не изменяющимся, трактует мышление, научные истины как негибкие и неизменные. Догматик всегда прав, ни в чем не сомневается, настаивает на абсолютности и неизменности своих знаний.

Релятивизм, наоборот, абсолютизирует в реальной диалектике природы подвижность, текучесть, изменчивость ее процессов. Если диалектик Гераклит замечал, что «все течет и все изменяется», следовательно, «в одну реку нельзя вступить дважды», то релятивист Кратил заявлял, что в реку нельзя вступить и однажды, потому что она ведь течет! И добавлял, уже чисто софистически, что кредитору можно не 174


отдавать долг на том основании, что все течет и все изменяется, и потому человека, бравшего деньги в долг, уже нет, он изменился, стал другим человеком.

Догматизм и релятивизм можно представить в виде крайностей или полюсов, или тезиса и антитезиса, синтезом которых является диалектика. Диалектика включает в себя то, что абсолютизируют догматизм и релятивизм - моменты покоя и подвижности в бытии предмета, но она не сводится к ним, улавливает их реальное взаимодействие и взаимопревращение.

Если догматизм и релятивизм чаще стихийные, не всегда осознаваемые авторами искажения и ошибки, то софистика - осознанное и злонамеренное извращение истины и культуры мышления. Софистика происходит от греческого слова «софизма» - хитрая уловка, измышление. Софизм - это неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное. Примером древнего софизма является софизм «рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Софизмы похожи на парадоксы, однако, в отличие от последних, в софизмах не проявляются действительные логические трудности. Софизмы возникают в результате заведомо неправильного применения логических правил и операций.

Эклектика (эклектизм, эклектицизм, от греческого «эклектикос» -выбор, выбирающий) - это механическое, негармоничное соединение идей, взглядов или теоретических положений. Это также субъективное выхватывание отдельных сторон предмета и их произвольное, механическое соединение. Эклектика превращает объективные противоречия в мешанину, соединяет в рассуждении не обусловливающие друг друга противоположности по типу.