Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую философскую систему, ставшую высшим достижением всей античной философии. Как величайший систематизатор («энциклопедист» в современной терминологии) всего массива накопленных к тому времени знаний, Аристотель стоит у истоков науки как таковой. Зафиксируем некоторые важнейшие моменты его достижений.

Критика идеализма. Аристотель был учеником Платона, ему же принадлежит известная формулировка «Платон мне друг, но нет ничего дороже истины». В своих возражениях против платоновской теории «идей» Аристотель критикует объективный идеализм Платона. Суть возражений состоит в том, что гипотеза о существовании идей не дает познанию ничего нового. «Идеи» - только совокупность общих признаков, которые выделяются у предметов. Объяснение свойств предметов через идеи, постулирование зависимости вещей от идей лишь усложняет проблему познания реального мира. Движение, становление и гибель вещей получают в античном идеализме лишь искусственное и фантастическое объяснение. Была показана и внутренняя противоречивость платоновской концепции: если отношения между вещами (общее в них) помещать в особый мир идей, то отношения между вещами и идеями (общее в них) требуют прифантазировать еще один «мир идей» и так до бесконечности. Единственная реальность - это сами вещи - таков вывод из этой уничтожающей критики.

Материя и форма. Объяснение существования вещей надо искать в них самих. Аристотель понимает вещь как единство ее субстрата (материи) и организации этого субстрата в нечто цельное (форма). Тем самым объединяются наметившиеся еще в досократовских школах субстратный и «структурный» подходы. Форма является сущностью предмета, она придает ему определенность. Материя создает возможность предмета, форма превращает ее в действительность.

Учение о материи и форме реализуется Аристотелем как выявление разных уровней, «слоев» материи, в основе которой лежит абстрактная, лишенная всяких качеств «первая материя» (термин, который впоследствии будет использоваться всеми материалистами). Тогда закономерно встает вопрос о первой, исходной форме, «форме всех форм», которой является Бог (не религиозный, а «философский Бог» - абсолют, который вводится философом как средство поставить точку в системе, придать ей завершенность и определенность).

Учение о причинах. Поскольку коренное свойство мира вещей – это движение, изменение, возникает вопрос о его причине. Аристотель создал учение о четырех видах причин, которое в известной мере сохраняет свою актуальность.

Для объяснения движения предмета надо выявить:

  • 1. материальную причину (субстрат явления, процесса);
  • 2. формальную причину (структурные характеристики процесса);
  • 3. движущую причину (т. е. импульсы, толчок, который, по Аристотелю, всегда идет извне);
  • 4. целевую причину («цель» можно понимать как значение события для системы более высокого уровня).

Современная теория систем включает все эти аспекты объяснения.

На основе учения о материи, форме, движении и причине Аристотель создал детализированную модель мира - космологию, физику, объединившую все тогдашние знания о природе.

Учение о категориях. В концепции Аристотеля впервые сделана попытка зафиксировать основные формы (способы) бытия предмета и мышления о нем. Эти формы получили название «категорий». Любой предмет может быть понят в аспектах его качественной определенности, количественных характеристик, отношения к иным предметам, основания его бытия, общего, индивидуального, существенного, и т. д. Все эти аспекты выражают стороны предмета и, одновременно, образуют структуры мышления. Как соотносятся между собой количество и качество, причина и следствие, сущность и явление в самом предмете и как наше мышление, оперируя этими понятиями, создает мысленную модель предмета - в этом смысл и значение постановки вопроса о категориях.

Логика. Аристотель стал создателем формальной логики, науки о правилах формулировки суждений и логического вывода. Для Аристотеля логика - это не отдельная наука, а органон - орудие всякой науки. Ее задача - указание методов достижения достоверного знания, которые, в свою очередь, будут применяться во всех специальных исследованиях.

Наряду с формулировкой законов формальной логики Аристотель развил учение о методе познания вообще. Он исследовал проблему установления исходных постулатов, индукции, дедукции, классификации, систематизации, доказательства и т. д. Тем самым была заложена методологическая основа науки как таковой.