Необходимыми диалектика называет те процессы, которые закономерно вытекают из сущности данного предмета. Соответственно случайными оказываются такие процессы и события в том же предмете, которые связаны не с его сущностью, а с необходимостями и закономерностями других, внешних предметов. Отсюда видно, что нет абсолютно случайных либо абсолютно необходимых, процессов. Случайные процессы являются вполне необходимыми - но в другой системе связей. Необходимо, чтобы учебный процесс протекал в аудиториях СПбГПУ, но случайно то, что данная лекция проводится именно в данной аудитории. Но это случайно по отношению к учебному процессу в целом, по отношению к работе диспетчерской чтение лекции именно в данной аудитории является совершенно необходимым: иных в наличии нет, в других нет необходимого оборудования и т. д.

Необходимостью в бытии предмета является его внутренне, существенное, его качественная определенность. Случайностью - внешние связи и процессы, несущественное, незначительное. В процессах развития необходимость вытекает из главных свойств предмета, случайность связана с периферийными, неглавными его характеристиками.

Необходимость коренится во всеобщем характере причинности: всякое явление имеет причину и потому необходимо. Случайность проистекает из множественности связей и причинно-следственных цепочек, присущих природе. Недиалектический взгляд на случайность ищет ее причины в возможности самопроизвольного отклонения в поведении предметов, в их «свободной воле». Так, еще древний философ Эпикур говорил о самопроизвольном отклонении («клинамене») атомов в первичной пустоте.

Необходимость относительно устойчива, случайность вариативна, множественна. Всякая необходимость окружена веером случайностей. Совокупность случайных событий реализует необходимость - таковы законы артиллерийской стрельбы, массовых голосований на выборах.

Реализация необходимости характеризуется категорией вероятности. Вероятность не утрата необходимости, а конкретная форма ее проявления.