Различные слои российского философского сообщества во второй половине XIX в. - первой четверти XX в. воспринимали и трактовали марксизм по-разному, в том числе ряд авторов знаменитого сборника «Вехи» (1909): Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве и другие так называемые «легальные марксисты». Что же привлекло их к марксизму? Объективно-закономерный ход истории, постулируемый К. Марксом. Однако довольно скоро указанные мыслители вскрыли религиозно-пророческий подтекст коммунистического идеала, выдвинутого Марксом, и в «Вехах» отказались от марксизма.


Руководители российской социал-демократической партии (В. И. Ленин и др.) клеймили «веховство» как ренегатство. Но и трактовка В. И. Лениным идей Маркса была неадекватной. Ленин приспосабливал эти идеи для теоретического оправдания захвата политической власти в одной отдельно взятой стране - России. В то время как Маркс полагал, что коммунизм может победить - более или менее одновременно - лишь в ряде наиболее развитых (по сравнению с Россией) стран, когда капиталистический строй исчерпает возможности своего развития.

Таким образом, употребление термина: «марксизм-ленинизм» является не вполне адекватным по сути дела. В социал-демократии России существовали и иные, помимо ленинской, интерпретации марксизма: А. А. Богданов, А. В. Луначарский и др.