Указанные представления всегда присутствовали в истории мировой культуры. В античной культуре существовал свой образ совершенного человека. До наших дней дошел только скульптурный образ такого человека - Аполлон Бельведерский (скульптор Леохар, IV в. до н. э.). но в ходе исторического процесса меняется и сам человек. На смену античному представлению о героической личности в Средневековой культуре приходит мир страждущего, униженного, раздираемого противоречиями маленького греховного (миф о «первородном грехе» пронизывает все Средневековье) человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он и бесконечно велик, ибо безгранично верит в своё спасение в иной жизни.

Теперь попробуем охарактеризовать этику «рыцарей» так называемого первоначального (буржуазного) накопления капитала (капитализм). Эта этика проанализирована М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Сакральной, приближающей человека к Богу считалась религиозно-этическая, ценностно-мотивационная оценка труда как средства к спасению души. Главную роль играет нравственное напряжение, самоотреченное служение, которое делает профессиональную деятельность средством к спасению души, свидетельством нравственно-религиозной избранности. В данном случае нами используется типологический подход, т. е. обрисовывается своего рода «идеальный тип», далеко не всегда совпадающий с реальной действительностью. Но такова судьба всякого идеала.