Центральной категорией гносеологии является истина, ибо к проблеме разграничения истины и заблуждения стягивается вся остальная ее проблематика. Истина - это цель и идеал познания, характеристика адекватности его результата. Большая или меньшая степень истинности характеризует любое знание, отличая его от других феноменов сознания. Критерий истины - это способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний, мнений, иллюзий. В рамках субъектно-объектного понимания познания истина с необходимостью должна трактоваться как достоверное отображение объекта. Такое классическое толкование истины принято называть концепцией корреспонденции (корреспонденция - соответствие). Здесь и возникает сложнейшая гносеологическая проблема: объект представлен в сознании в виде ощущений, восприятий, понятий, т. е. в неизбежно субъективной форме. Каким же образом можно отделить объективную сторону знания (его истинность) от субъективной формы? Возможны следующие варианты решения этой проблемы.

1. Отказ от рассмотрения истинности как характеристики знания, прямо ведущий к скептицизму и агностицизму. Наиболее отчетливо это выражено в формулировках Д. Юма «убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом всей философии» и Ф. Ницше «истина - это совместная человеческая ложь». В этом случае проблематика истины отбрасывается.

2. Наделение каких-либо познавательных способностей человека привилегированной ролью в установлении истинности знаний. Этим способностям придается статус непосредственной достоверности. Сенсуализм наделяет этим статусом ощущения. В близких к сенсуализму вариантах позитивизма статус непосредственной достоверности может приписываться результатам научного опыта или «протокольным предложениям», сформулированным в его ходе. Последовательное проведение этого подхода приводит к тому, что объект вытесняется той стороной субъекта, которой придан привилегированный статус, в конечном счете, оказывается, что субъект изучает собственные ощущения.

Рационалистический подход считает разум самостоятельным способом познания, который связывает сознание субъекта с некоторыми фундаментальными основаниями бытия. Тогда истина - это соответствие знания универсальным логическим закономерностям. Этот подход неизбежно приводит к объективному идеализму, коль скоро сам объект наделяется свойствами разумности, рационального устройства. Полагая, что изучает объект в его существенных и фундаментальных отношениях, объективный идеалист, рационалист подставляет на место объекта законы человеческого мышления.

Соответственно для интуитивизма критерием истинности является самоочевидность, интуитивная ясность знания, коль скоро привилегированный статус отводится этому виду познавательных способностей.

В целом трактовку истинности как согласованности внутри массива знаний принято называть концепцией когерентности.

 

3. Попытка выйти за пределы сознания отдельного субъекта, трактовка истины как интерсубъективного содержания знаний называется концепцией конвенциональности. Конвенционализм полагает критерием истины общепринятость каких-либо положений, межсубъектную конвенцию, выраженную в первую очередь в языке. Однако такой выход за пределы сознания отдельного субъекта (преодоление «гносеологической Робинзонады») в действительности может приближать знание не к адекватности, а к совокупным предрассудкам, характеризующим сознание общественных групп.

4. Стремление выйти за пределы сознания субъекта и соотнести содержание знаний с разнообразными формами человеческой деятельности. В таком случае критерием истины будет полезность, работоспособность знания в совокупной деятельности человека. Такой подход называется прагматической концепцией истины. Он реализован в прагматизме и его разновидности «инструментализме», который трактует научные положения как удобные инструменты видения мира. Однако полезность - понятие субъективное: незнание или заблуждение в каких-то случаях оказываются полезнее истины.

Итак, если гносеолог не желает ограничиться чисто декларативным утверждением о достижимости истины как отражения объекта и одновременно осознает все трудности сопоставления содержания знаний со свойствами объекта, он должен выявить в человеческой деятельности такие компоненты, которые связывают человека с объективной реальностью, выводят за рамки сознания. В диалектико-материалистической гносеологии таким компонентом является практика, в частности, создание и использование техники.

Истинность (адекватность, объективность) знания устанавливается через способность человека преобразовывать реальность и воплощать результаты познания в искусственных материальных системах - технике. Очевидно, что практика как критерий истины противоречива - она абсолютна и относительна одновременно.

Абсолютность практики как критерия истины состоит в том, что она является единственным способом реального прорыва границы между субъектом и объектом, человеческим сознанием и материальным миром.

Относительность практики как критерия истины заключается, во - первых, в том, что ее результаты могут по-разному осознаваться и трактоваться субъектом. Во-вторых, в том, что она осуществляется в конкретно-исторических формах, ее доказательные и опровергающие способности ограничены уровнем развития самой практически-преобразовательной мощью человечества. Поэтому ссылки на практику как абсолютный и окончательный приговор по отношению к каким-либо положениям (например, научным гипотезам) является некомпетентным, а часто и недобросовестным. Так, в советский период развития отечественной науки апелляция к «практике», «практическим результатам» часто оказывалась средством идеологического давления на свободную, творческую научную мысль.

Таким образом, выявляются следующие свойства истины.

1. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме своего существования. Это не предмет как таковой, который нужно познать, а характеристика степени объективного знания. Отсюда вытекает нелепость часто встречающегося высказывания «у каждого своя истина». Ясно, что у каждого человека свой набор знаний, предпочтений и стремлений принять желаемое за действительное. Однако истинность характеризует содержание знаний со стороны соответствия объективной реальности, а она едина для всех и безразлична к индивидуальным, субъективным переживаниям.

2. Истина имеет свойства, противоположные, но находящиеся в некоем диалектическом единстве. Она относительна, но содержит элемент, частицу абсолютности. Она одновременно конкретна и абстрактна в каком-либо отношении. Любые формулировки неизбежно выходят за рамки границ истинности, а потому и требуют дальнейшего уточнения и конкретизации.

3. Истина не столько конечный результат познания, характеристика «ставшего» знания, сколько процесс, тенденция развития познания, движение в сторону все более объективного, абсолютного и конкретного его содержания. Отдельное, вырванное из исторического контекста высказывание не истинно и не ложно или, что то же самое, истинно и ложно одновременно. Оценить его со стороны объективного содержания можно лишь в рамках общих тенденций развития знания и человека.

 

Истина и правда. Полнота понимания проблемы истины требует поставить ее не только в контекст отношения знания к объекту, что было сделано ранее, но и в контекст отношения знания к другим феноменам сознания, к цельности внутреннего духовного мира личности. Если в практически-преобразовательном отношении к миру на первый план выступает объективное, безличностное содержание знания, то в целостном осознании человеком своего бытия в мире неизбежен вопрос о соотнесении истины с ценностями, стремлениями человека, его экзистенциальными переживаниями.

В наиболее последовательной форме эта проблематика отразилась в исканиях русской философии Х1Х-ХХ вв. с характерной для нее идеей связи познания с нравственным совершенствованием личности.

«Правда», в понимании русских философов, - это соотнесенность истины с нравственным содержанием сознания, высшими ценностями, придающими смысл человеческому существованию. «Правда» - это истина в действии, приложение знания к решению вечных социальных и экзистенциальных проблем. «Правда» базируется на истине, но превосходит ее по значимости и направляет познание и деятельность в том направлении, которое соответствует идеалам и духовно-нравственным потребностям человека. Наиболее наглядно этот момент выражен Н. Ф. Федоровым: «Смерть есть истина, но не есть правда», который считал необходимым сосредоточить усилия человечества и, в частности, науки, на преодолении индивидуальной смертности человека, реализации божественной правды воскрешения.

Поиск «правды» - это поиск смысла индивидуальной и общественной жизни. Социальная «правда» (справедливость) и индивидуальная «правда» (самообоснование и самоутверждение личности) относительны и в значительной мере субъективны по содержанию. Если выражение «у каждого своя истина», как было указано ранее, нелепо по существу, то выражение «у каждого своя правда» вполне корректно, ибо отражает различие людей в системе социальной дифференциации и уникальность, неповторимость экзистенции каждого человека.

Антиподами истины выступают заблуждения (или ложные высказывания), которые не соответствуют действительности. Антиподы правды - это «кривда» (неподлинность жизни, уклонение от нравственного пути) и ложь (как сознательное искажение действительности).

Категория «правда» указывает на связь познания и всех остальных структур сознания человека, подчеркивает бессилие и бессмысленность чистого познания, лишенного нравственных ориентиров.