П с и х о а н а л и з - созданный Зигмундом Фрейдом метод лечения психозов и неврозов (состояний человеческой психики, вызванных рассогласованием деятельности бессознательного, сознания и сверхсознания и проявляющихся в неадекватном поведении). С позиций психоанализа, человек не является исключительно разумным существом; в своем поведении, отношениях с другими людьми он далеко не всегда исходит из разумных оснований, руководствуется разумными доводами. Сознание, разум - лишь один из элементов в структуре человеческой психики, наряду с ним существуют бессознательное (Id, «Оно») и сверхсознание (Super-ego, «Сверх-я»).

Определяющую роль в жизни любого человека играет, по Фрейду, бессознательное. Оно представляет собой совокупность данных от природы инстинктов, а также вытесненных за пределы осознаваемого стремлений, желаний. Основу бессознательного составляют два вида первичных позывов: Эрос (любовное влечение к объекту) и Танатос (влечение к смерти, разрушению). Оба они являются проявлениями либидозной (сексуальной) энергии.

Сверхсознание (совокупность моральных норм, тех или иных предписаний, господствующих в современном индивиду обществе) выполняет функции наблюдения и оценки действий и помыслов человека. Оно опирается на Эрос (объединительную силу любви) и выступает против Танатоса (направляя его энергию в сферу бессознательного).

Сознание оказывается зажатым между непрерывно увеличивающимся в объеме бессознательным и карающей силой Сверх-я, с течением времени все больше ужесточающим свои требования. Результатом (своеобразным защитным механизмом психики, удерживающим ее от полного разрушения) может явиться сублимация (перевод сексуальной энергии в творческое русло) или невроз, проявляющийся в неадекватном поведении. Цель психоанализа — уменьшить давление бессознательного, сузив его границы за счет осознания скрытых от человека мотивов его собственной деятельности, комплексов, сложившихся в раннем детстве. Благодаря анализу сновидений, свободных ассоциаций, воспоминаний, явившихся на свет под действием гипноза, человек получает возможность расширить сферу сознания, освободиться от гнета некоторых бессознательных побуждений.

Последователи З. Фрейда (К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) несколько видоизменяют теорию австрийского психоаналитика.

Карл-Густав Юнг утверждает, что доминирующим в поведении человека является не столько его личное бессознательное, сколько коллективное бессознательное (своеобразная сокровищница, хранящая опыт всех предшествующих поколений, включая животных предков человека). Главное содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, неосознанно проявляющиеся в снах, мифах, произведениях искусства и даже в научных открытиях. Юнг выделял три вида архетипов: формы, организующие психический материал (архетипы Героя, Матери, Ребенка, Мудреца, Зверя); символы (крест, шестиугольная звезда Давида, колесо жизни); структуры личности (Анима, Анимус, Тень, Эго, Персона). Главная задача психоаналитика, по Юнгу, — привести в равновесие сознательное и бессознательное. Пренебрежение архетипическим может полностью «загнать» его в рамки бессознательного, во много раз усилив тем самым его власть над человеком.

Карен Хорни утверждает, что для избавления от неврозов недостаточно простого осознания забытых или вытесненных детских переживаний, впечатлений. Кроме того, ее не устраивает утверждение о физиологической основе психической жизни. С точки зрения К. Хорни, на психическое развитие человека оказывают влияние его отношения с окружающими не только в период раннего детства, но и в течение всей жизни. На возникновение неврозов большое влияние оказывают также культурные условия.

В основе невроза, по К. Хорни, лежит состояние постоянной необъяснимой тревоги, вызванной внутренними противоречиями, бессознательными конфликтами, которые становятся все более острыми в современном мире. Их результатом является деформация характера и отношений человека с другими людьми, ведущая к распаду личности. Простое осознание этих конфликтов лишь усиливает их. Задача психоанализа, по К. Хорни, — научить человека разрешать внутренние противоречия, понимать собственную природу, осознавать свои желания и потребности, сделать человека внутренне независимой, целостной, самостоятельной личностью.

Эрих Фромм объединяет в своей теории учение Фрейда с марксизмом и экзистенциализмом. Предметом анализа он делает, прежде всего, проблемы этики. В рамках его концепции главная характеристика человеческого бытия — свобода. Соответственно от самого человека зависит, какие тенденции победят в его поведении — к смерти, разрушению или к жизни, любви, созиданию. От природы ему дан лишь темперамент, свой характер человек создает сам на основании выбора тех или иных жизненных ориентиров, целей, благодаря взаимодействию с окружающими людьми.

Главная задача человека (и помогающего ему психоаналитика) — обретение внутренней свободы, свободы самосовершенствования, саморазвития, необходимой для раскрытия творческого потенциала личности.


Таким образом, в рамках неофрейдизма осуществляется переход к преимущественному анализу межличностных отношений, а человек осознается как существо, прежде всего, не биологическое, а социальное.