Западничество - течение в русской философской и общественной мысли в середине XIX. - включало либеральное и радикальное направления. Западники критически оценивали социально-политический строй России, ее духовное состояние и полагали, что страна должна идти путем западноевропейских народов, максимально используя их исторический опыт и достижения во всех сферах жизни.

Если либеральное крыло западников (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, В. Д. Кавелин) выступало за трансформацию России путем реформ и просвещения, то радикальное (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев) склонялось к революционным средствам. Либералы особенно подчеркивали позитивную роль права в странах Запада, которое обеспечивало свободу личности, условия для хозяйственной инициативы, развитие образования и науки.

В специфических российских условиях либеральное направление западничества было, по выражению Н. А. Бердяева, «бесцветным» и не получило значительного распространения. Радикальное же было, напротив, многоликим и влиятельным. Из него вышли нигилисты, народники, анархисты, а затем и русские марксисты. Слабой стороной западничества был абстрактный подход к социальному развитию, игнорированию специфики российского общества, его культуры, экономики, исторического пути.

Следует отметить, что по некоторым признакам идеология западничества сближалась со славянофильством. Так, поздний Герцен резко критиковал западноевропейский капитализм, народники, опираясь на его идеи, полагали, что Россия пойдет к социализму, минуя капитализм, то есть своим особым путем. Русские марксисты (большевики) также верили в особую миссию России в реализации программы мировой революции.

Спор между славянофилами и западниками не окончен. В своеобразной форме он продолжается и в условиях современной России.