Социальная философия обсуждает проблему общественной жизни. Что такое общество? Представляет оно простую совокупность людей или такую систему порядка, которая сама производит необходимый для ее функционирования тип человека? Если общество — это органическая связь людей на основе этноса, нации или, наконец, нравственной солидарности, то существует ли такое общество сегодня? В России всегда была актуальной проблема соотношения общества и государства, кроме того, интенсивно обсуждается у нас тема гражданского общества. Что же такое сообщество граждан — общественность, на какой основе происходит объединение людей в современном обществе, как автономные индивиды удовлетворяют свою потребность в общении, какие новые формы коммунальное™ складываются в современной России? Чем дольше философия размышляет о закономерностях общественной жизни, которые, с одной стороны, складываются как продукт взаимосвязей людей, а с другой, как нечто независимое от воли и желаний индивида, тем более грандиозная панорама представляется взору исследователя.

Общественная жизнь не является исключительным отличием людей. Большинство животных живут стадами, а сообщество пчел и муравьев по своей дифференциации и организации даже превосходит некоторые типы человеческих обществ. Вместе с тем даже самые примитивные люди не имеют однозначных инстинктов социального поведения и вынуждены сами находить, закреплять в традициях и специально воспитывать нормы и правила своей организации. Эти правила настолько разнообразны и часто противоречивы, что при взгляде на примитивные общества с современной точки зрения возникает впечатление их полной абсурдности. Между тем это далеко не так. При всем разнообразии предписаний и запретов они служат инструментами организации таких важнейших отношений, какими считаются обмен женщинами и обмен пищей между членами первобытных коллективов.

Одним из самых удивительных открытий человека является создание государства. Это как-то забывается в наш век, ориентированный на научно-техническое творчество. Между тем технологическому прогрессу предшествовало изобретение в 3 тыс. до н. э. мощной социальной организации, существенно повысившей человеческий потенциал. И хотя первые, да и последующие государства кажутся жестоко и бесполезно уничтожающими человеческие ресурсы, тратящими всю свою энергию на воздвижение гигантских пирамид или огромных каменных идолов, тем не менее нельзя отрицать, что именно с них начался процесс цивилизации.

Люди неоднозначно относятся к государственной и политической деятельности. Судя по апатии избирателей многие просто ничего не хотят о государственных добродетелях знать, заведомо считая политику грязным делом. Однако если люди не интересуются политиками, то политики интересуются людьми и стремятся управлять ими в своих интересах. Поэтому вся история человечества — это история политической борьбы, и именно ее успехами, в частности, обусловлен тот факт, что сегодня в развитых странах люди могут позволить себе не интересоваться политикой, справедливо полагая, что она их не касается. Однако нельзя забывать, что возможность сосредоточиться на решении проблем своей частной жизни без опасения быть порабощенным завоевывается именно политической борьбой, которая может принимать самые различные формы, в том числе и такие, когда один раз в несколько лет люди приходят к избирательным урнам. Знание истории государства и политики помогает избежать взрывов, когда доведенное до отчаяния злоупотреблениями или неумелыми действиями власти обнищавшее население превращается в обезумевшую толпу, повинующуюся любому призыву.