Представление о бытии не вырабатывается за письменным столом, а является продуктом социально-исторического и жизненного опыта. Отношение бытия и вопрошающего о нем человека является динамическим, подвижным. Оно определяется не только познанием некоего абсолютного, неподвижного бытия, с одной стороны, и столь же статично заданным существом человека, с другой, но и их практическим взаимодействием. В этом процессе меняется как бытие, так и постигающий, осваивающий его человек. Отсюда история бытия и человека не является однолинейной и непрерывной эволюцией, а характеризуется перерывами — эпохами, возникновение которых зависит уже не от теоретизирования, а от исторических событий.

Такими важными событиями, существенно модифицировавшими греческую, а затем и христианскую традиции, были становление науки, развитие технической практики и изменение общества. Все эти события настолько тесно связаны, переплетены друг с другом, что ни одно из них не является первичным, и поэтому описание их роли в развитии культуры и, в частности, в изменении представлений о бытии предполагает тщательный анализ их сложного взаимодействия.

История науки и история познания характеризуются непрерывностью, и выше показано, как идеи античных мыслителей были усвоены и модифицированы христианскими авторами, а исследования последних о природе веры, о бесконечности мира и всесовершенстве Творца как бы сами собой привели к отождествлению Бога и природы, Веры и разума. Однако такое направление мысли во многом обусловлено переходом иерархического средневекового общества в раннебуржуазное. Последнее характеризуется отказом от сословного ограничения прав и свобод и признанием формального равенства.

По мере развития ремесла и торговли, по мере усложнения ткани общественной жизни складываются новые институты 50 власти и управления, которые имеют своей задачей не столько принуждение и ограничение свободы, сколько управление сложными взаимосвязями и взаимозависимостями, складывающимися между представителями разных профессий в сфере общественного разделения труда. Прежде всего, все более рациональной становится сама власть. Как показал историк СМ. Соловьев, в России после Ивана Грозного цари начинают понимать, что страной нельзя управлять как собственным поместьем, что идея права, обязательного для всех, в том числе и для самой власти, выступает наиболее эффективной основой порядка в государстве.

Рационализация, разум проникают все глубже во все сферы жизни. Не только право, но и хозяйство, торговля становятся все более экономными, основанными на расчете и подсчете. Двойная бухгалтерия, формирование рынка ценных бумаг, разделение труда и специализация производства требуют человека нового типа.

Его формирование осуществляется в направлении самоуправления своим поведением: от телесного принуждения и ограничения от традиционализма обычаев к самодисциплине, ответственности, дальновидности и предусмотрительности — так можно охарактеризовать эволюцию человека. По мере этой рационализации разумность становится основополагающей чертой характера. Хозяином человеческого Я становится разум и постепенно берет под контроль аффекты, чувства, веру. Соответственно происходит и рационализация бытия.

Человек озабочен практическим освоением и использованием природного сырья. Его меньше волнует мистерия, таинственная глубина бытия и больше интересует освоение земли и природных ресурсов. Человек осознает себя субъектом познания и практического освоения мира, а бытие воспринимает как объект преобразования. Поэтому и в научное описание Универсума проникают юридические, экономические, производственные, социальные, технические метафоры. Наряду с разволшеб-ствованием происходит математизация действительности, а калькуляция, подсчет, контроль приоретают значение важнейших практик ее освоения. Мир воспринимается шире и одновременно утрачивает свою многомерность, из многокачественного он становится однокачественным, количественным.

Процесс математизации бытия хорошо заметен на примере изменения представлений о пространстве и времени. Раньше пространство и время не были однородными и гомогенными. Это подтверждает и такой затрудняющий работу историков факт, что еще в средние века отсутствовали единые меры длины и веса, а также единая шкала времени.

Древний человек жил не в едином, а в разнокачественном пространстве и времени.

История цивилизации — это история формирования единого пространства и времени, а борьба за распоряжение ими становится главной в обществе. Сначала временем распоряжалась церковь и управляла деятельностью людей при помощи звуков церковного колокола. Затем распорядок жизни стали задавать часы, установленные на административном здании города, а потом власть над временем перешла в руки предпринимателей, и заводской гудок надолго начал определять распорядок дия. Мы уже привыкли к тому, что на руке у каждого из нас есть часы, но время от этого не стало приватизированным: порядок нашей жизни определяется общественным временем.

Что означает эта рационализация бытия природы, человека? Наука и философия нового времени видели в ней безусловно положительное влияние и отождествляли разум с бытием. Однако сегодня можно констатировать, что рациональность, как она сформирована в научно-технической культуре, и бытие, как оно воспринимается человеком — это не только разные, но и даже противоположные явления.

Пионеры науки и техники, великие философы и оставшиеся в неизвестности педагоги, юристы, администраторы — все они верили в то, что переустройство жизни на началах разума будет способствовать все более счастливому и благополучному существованию людей. Однако сегодня выявилось противоречие науки и техники, системы промышленного производства и природы, которая подверглась сильнейшей перегрузке и находится на грани истощения. Точно так же возрастает противоречие социальных институтов и человеческой личности. Разум, который понимался как подчинение природы рациональному порядку, как подавление страстей и чувств индивида во имя общественного долга, оказался формой репрессивной власти.

Разум не должен диктовать бытию, природе свой порядок, а должен способствовать сохранению бытия и выживанию человека. Порядок разума — по сути дела порядок технической, административной машины, которая стала автономной. Эта машина — создание человека, но создание, вышедшее из-под его контроля, угрожающее его свободе.