В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,— аксиология (от греч. axios ценный и logos — слово, понятие, учение) Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческою бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии Существенные различия между фи ю-софскими системами, школами, течениями и т. д. обусловливаются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвшаегся ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоценке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назначения своей жизни, ее задач и возможностей Ценность, достоинство отдельного существования, включая личное, определяется в соотнесении ею с иерархией ценностей, на вершине которой — абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближения идеального и идеата; тождества и различия ценностей божественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага. т е.— ценностного абсолюта.

Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (геоцентризм). Только с упрочением антропоцентристского мировоззрения в результате развития просветительских идей появились представления о том что высшие ценности суть «регулятивные идеи». Так называет Кант «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым «пояи должны направлять свою волю, чтобы шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бы тис, а как одна из целей — осуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность и бы ше, полагая, что ценность не существует, но обладает значимостью. Благодаря усилиям немецких послсдовалс лей Лейбница (P. I Лотце, 1817—1881) и Канта (неокантианцы) во 2 - й пол. XIX в. разворачивается фи кнофское исследование ценностей, аксиология превращается в особую философскую дисциплину. Глава Баденскон школы неокантианства В. Виндельбанд трактует философию как учение об общезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического движения в нротрассирующем воплощении ценностей. Важную роль в аксиологии играет введенное Виндельбандом различие между ценностями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, существующими в реальности и необходимыми для культуры К первым относится, например, истина, ко вторым — наука, воплощающая идеалы истины Блага остаются ценностями, поскольку их сохранение и развитие выступает как цель Значительный вклад и аксиологию вносят учения немецких философов Г. Риккерта (1863-1936), М. Шелсра (1874-1928), русского философа Н. О. Лосского (1870—1965).