Искусство — относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического.

Прекрасное — высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека, способом духовно-практического освоения действительности в формах художественных образов. Действительность (окружающий человека мир и внутренняя жизнь его души) в искусстве представляется в формах человеческой чувственности, с точки зрения эстетического идеала. Так, в произведениях искусства художником создается своеобразная — художественная реальность с собственными закономерностями, со своей, художественной правдой. Вл. Соловьев, который полагает, что мир развивается в направлении к совершенному, идеально-прекрасному, Богочеловеческому состоянию, дает следующее «общее определение действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение»[9].

Художественный образ — основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусом, творчески соединяет отражение внешней внехудожественой действительности и выражение своих личных идей, переживаний, чувств, стремлений. Создавая образы людей, душевных движений, обстоятельств, вещей, событий, природы, мира в целом, художник представляет в единичном, неповторимом, чувственно явленном виде общезначимое с точки зрения эстетического идеала. Как отмечает Гегель, в искусстве абстрактное воплощается в конкретном, содержание идеала получает конкретный образ действительности.

Назначение искусства многообразно. Не вызывае-1 сомнений, что цель, общая для искусства и других форм духовой жизни, состоит в совершенствовании человека, обогащении его внутреннего мира, развития творческих возможностей. Споры среди философов вы 1ывает вопрос о том, что является главным делом искусства. Каждая эпоха обнаруживает в нем новые грани. В античности преобладает представление о том, что искусство по сути своей есть подражание космическим формам, их рационально-гармоничным образцам Аристотель видит в искусстве способ познания мира и очищения души В христианском Средневековье искусство рассматривается прежде всего как средство символического выражения священных смыслов, христианского образования и проповеди, оформления среды, в которой протекает религиозная жизнь Мысль Возрождения открывает в искусстве способ творческого самоосуществления вьщающейся личности, продолжающей дело Божественного творения. Появляется идея о том, что художник сам создает формы, образцы прекрасного, которые воплощает. В Новое время в эстетике классицизма на первый план выдвигается рационально познавательная и воспитательная роль искусства. Просветители особенно ценят в искусстве возможности для пропаганды нравственных и политических идеалов свободы, равенства, всестороннего развития каждого человека. В эстетике романтизма вырастает значение искусства как средства самовыражения личности, исповеди души, раскрывающей ее бесконечную глубину. Сторонники реатизма счи гают, что искусство есть в первую очередь школа жизни, представляющая перипетии личного существования в его социальной обусловленности. Приверженцы «чистого искусства» («искусства для искусства») настаивают на его самодостаточности. Они утверждают, что выполнение специфической для искусства цели — нести эстетическое наслаждение — не зависит от нравственных, социальных, политических, научных, педагогических и т. п. задач. Символисты находят в искусстве единственно возможный способ символического выражения мистических оснований внешнего и внутреннего мира. Л. Н. Толстой в поздний период творчества развивает идеи о том, что в искусстве главное — общение, передача чувств, высший смысл которой — усиление радости жизни, братской любви, ведущей к единению всего живого Согласно Фрейду, искусство — вид «сублимации», форма выражения чувственных устремлений человека, позволяющая изживать невроз, превращая осуждаемые обществом эротические влечения в маскирующие их обра )ы, которые доставляют эстетическое наслаждение.

В современной отечественной эстетике в перечень основных функций искусства обычно включаются следующие.

1. Собственно эстетическая (искусство дает радость творчества и восприятия созданных людьми образов мира в свете, ценности прекрасного, развлекает игрой творческих сил, украшает действительность, эстетически восполняет недостатки отчужденного существования и утешает).

2. Культурно-историческая (приобщает отдельного человека к достижениям культуры, обогащает, служит средством культурной преемственности).

3. Коммуникативная (делает возможным свободное духовное общение, существенно расширяя его пространс твенно временное и социальное поле).

4. Познавательная в широком смысле (является школой жизни, представляет идеалы, ценности, опыт существования в многообразных обстоятельствах, дает возможность виртуального испытания различных жизненных проектов)

5. Воспитательная (способствует эстетическому формированию личности).

6. Эвристическая (развивая творческие силы человека, совершенствует способности человека к открытию и созданию нового).