Весьма общий ответ на этот вопрос прост: словесный язык существует дня того, чтобы человек был человеком. Язык, владение словом относится к сущностным отличительным чертам человека, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Определение Аристотеля: «Человек — живое логическое существо» предполагает не только указание на разумность, но и на «словесность» людей, поскольку ядро значения греческого слова «логос» — «разумное ответственное слово».

Языком в самом широком смысле называется принятая в отношениях между людьми система знаково-символических средств (словесных, музыкальных, визуальных и т п.) и прак

тика их использования. Словесный язык включает и себя 1) знаково-символическую систему с правилами применения ее единиц — звуковой, грамматический и лексический строй языка,— язык-«код»; 2) употребление этих знаков и символов в конкретных условиях — речь, языковую деятельность, «дискурс».

Универсальным языком, ядром и моделью языка вообще является «естественный», «национальный» язык — исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. В. Гумбольдт считает, что национальный язык есть дух народа. На базе естественного языка строятся искусственные, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения. Различают специализированные и неспециализированные языки. Последние предназначены главным образом для международного общения, например эсперанто. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвистике и др.), а также быстро развивающийся компью терный язык, все полнее моделирующий естественный.

Естественный язык способ связи между людьми, организации и деятельности сознания, осуществляемый главным образом посредством системы голосовых звуков, за сочетаниями которых социально закреплены значимые д ш сообщества смыслы. Звуки голоса дополняются и отчасти замешаются движениями лица и тела, письменными знаками и т. п. Существенно обедняет понимание языка укоренившаяся в западной мысли трактовка его лишь как системы знаков. Традиция эта восходит к рационалистическим концепциям языка в античности (Аристотель, стоики), развита философами XVII в. и поддержана структурной лингвистикой XX в (ле Соссюр). Слово гораздо больше, чем знак, оно не просто выразительно, но и обладает самостоятельным содержанием и действенной силой, например в молитве, клятве, повелении, договоре, ласке, стихе, порицании или похватс. В этом аспекте представляет язык современная теория речевых актвв. Средства языка созда ют целостную, упорядоченную и одновременно подвижную, открытую изменениям языковую картину мира, точнее — его словесное измерение, в котором люди живут и которому при надлежат. М. Хайдегтер называет язык «домом бытия», Г. Гада-мер — «местом встречи человека с миром».

Фундаментальна способность языка фиксировать и связывать между собой реалии и представления различной степени конкретности и обобщенности — от указания на непосредственно данный чувствам предмет до предельно широкою понятия, вобравшею в себя результаты многократного абст рагиро-вания. Это дает возможность относиться к конкретно-ситуативному с точки зрения идеального, т. е осмысленно, кроме того — строить представления в виде образа, метафоры, аллегории, символа. Интонационная насыщенность голосового звука делает его мощным средством эмоинонально-волсвого воз действия на внутренний настрой и поведение человека.

Назначение слова многообразно, главное, что оно, соединяя обобщение и общение, позволяет создавать и поддерживать пространство идеального. К основным функциям языка обычно относят. I) коммуникативную — установление контактов между людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта; 2) познавательно-оценочную — называние, обозначение явлений действительности и отношений между ними, познание и оценивание, требующие использования языковых средств обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона и т. д.; 3) эмоционально-выразительную — оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настроя души в образе, в том числе и художественном, и т. д.; 4) метаязыковую, поскольку естественный язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и других языков.

Здесь требуется добавление обобщающего характера: язык есть способ _еущсствования индивидуального и общественного сознания (в широком смысле, включающем неосо шаваемос) Ведущая роль в становлении индивида принадлежит общению, оно переходит в общение с собой Внешняя речь превращается во внутреннюю. Речевое общение в значительной степени определяет формирование и деятельность восприятия, мышления, воображения, воли, чувств, памяти; со-знания и само-сознания, умения управлять своими намерениями и поведением Имя человека, слова «Я», «Ты», «Они» становятся опорными точками для восприятия человеком себя в мире. Мысль, по выражению Платона, есть разговор души с собой. Совесть — словесно опосредованное нравственное руководство собой Существуют и внеязыковые компоненты высших психических способностей, тже несповесное мышление, однако, ПО выражению А. Потебни, умение мыслить по-человечески, но без слов, дается только словом. Диалогизм, как показал М М. Ьахтин, глубоко укоренен в сознании и культуре.

Язык является необходимой составной нравственной, религиозной, познавательной, эстетико художественной, воспитательной и других областей собственно человеческой деятельности. Каждая общность людей и сч>ера жизни имеют свои языковые особенности, свои правила словоупотребления, свои «языковые игры» (Л. Витгенштейн) Современная лингвистическая философия, герменевтика, постструктурализм изучают язык в единстве его многообразных проявлений.

[1] В данном случае понятия «объект^ и шрепмет» познания употребляются как синонимы, хотя пои определенных услоиия>< эти понятия различаются.

[2] Гегель Г Философия истории СПб., 1993. С. 59.

[3] Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С 7.

[4] Маркг К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф Соч Т. 19. С. 20.

[5] Фромм Э - riCMv(WHjirrH3 и религия // Фромм Э Иметь или быть? М.,

' Флоренский П Л. Вступитспьнос слово перел зашитою на степень varn стра книги <0 Духовной Истине» // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М. 1990. Т. 1 (II) С SIS

[6] Этика Учебник / Поп обш. реп. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дуоко. М., 1999. С. 31-32.

[7] Лосев А. Ф. Эстетическое // Философская энциклопедия М, !970 Т, 5

[8] Его же Эстетика // Там же

[9] Соловьев В С Обший смысл искуселвя // Соч.: В 2 т 2-е изо М 1990 Т 2. С, 339.

ИЛ

[10] Кант И Логика // Трактаты и письма М., 1980. С 331—332, !См.- Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека Антология. М„ 1993. С 142-16?

1 Шслср М. Положение человека в космосе // Шелср М. Избр гроизв М , 1994. С 1 «3