Понимание — это центральное понятие герменевтики. Не-I смотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста. При этом под текстом подразумеваются не только литературные, религиозные, исторические или юридические источники. Исторические события, произведения искусства, действия человека, политические события мо)уг рассматриваться в знаково-символической форме, т. е. как текст, в предельно широком смысле этого слова.

Процесс понимания чаше всего описывается как движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, принцип герменевтического круга предписывает рассматривать текст как часть по отношению к языку эпохи, литературному жанру, творчеству автора и как целое по отношению к фрагментам текста. С другой стороны, текст явтяется частью духовной жизни автора, а сама духовная жизнь является частью исторической эпохи, культуры Движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот представляется как процесс понимания смысла текста

Ряд герменевтических концепций (Ф. Шлейермйхер, В. Ди-льтей) считает понимание интуитивным постижением смысла текста, вчувствованием и сопереживанием. Согласно Ф. Шлей-ермахеру, процесс понимания протекает как интуитивное вживание интерпретатора в образ автора. Эта процедура требует воображения и эмоционального напряжения, сила которых зависит от личности интерпретатора и его способностей. Поэтому понять гениального автора может только конгениальный интерпретатор. Трактовка понимания как интуитивного вчувст-вования сводит его к процедуре мысленного преодоления исторической дистанции, разделяющей автора и интерпретатора, к перемещению интерпретатора в другую эпоху. При таком подходе подразумевается, что интерпретатор может отвлечься от своей принадлежности к определенной культуре, времени и другим историческим условиям своего существования. Эта позиция подвергается критике в герменевтике Г. Гадамера.

Г Гадамер справедливо полагает, что ни один процесс пони мания не начинается с «чистого листа». В ходе освоения языка, получения образования, накопления жизненного опыта каждый индивид невольно приобщается к определенным ■культурно-историческим традициям. Усвоенные традиции становятся той основой, на которой строится понимание. Процесс понимания начинается с предпонимания Предпониманием Г Гадамер, так же как и М. Хайлеггер, называет предварительный набросок смысла, или прообраз смысла текста, смысловое ожидание, вырастающее на почве усвоенных традиций. После прочтения текста прообраз смысла сопоставляется с тем смыслом, который образовался в результате прочтения, происходит корректировка предварительного проекта смысла. Таким образом, понимание представляется как переход от предпонимания к новом}1 пониманию. Новое понимание в дальнейшем может выступать как предпонимание для последующего понимания. Движение от предпонимания к пониманию является герменевтическим кругом в концепции Г. Гада мера. Говоря о существовании предпонимания, Г. Гадамер фактически утверждает, что невозможно полностью преодолеть историческую дистанцию и мысленно перенестись в другую эпоху Вживание интерпретатора в образы чужой культуры всегда будет основано на предпонимании, связывающем интерпретатора с его эпохой и культурными традициями

Целью понимания в разных философских школах выступают: понимание индивидуальности автора (Ф. Шлейермахер), понимание духовной жизни, «объективации духа» (В Дильтей), понимание смысла бытия (М. Хайдеггер); понимание социального действия (П. Рикер) Согласно Гадамсру, понимание преследует цель прояснить смысл проблемы, на которую обращен данный текст.

Учитывая интуитивный характер понимания, в ряде концепций различаются понятия понимания и интерпретации. Так, например, Э. Бэтти считал, что интерпретация — это процесс, а понимание — цель. П. Рикер называет пониманием искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение (речь, жесты, позы) Понимание — это проникновение в чужое сознание с помощью внешнего обозначения. В отличие от него, интерпретация — это понимание, направленное на зафиксированные в письменной форме знаки.

Понимание представляется либо как «вынесение» смысла из текста, либо как «привнесение» его в текст. Ряд философов (Ф Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Бэтти) склонялись к тому; что смысл уже заложен в тексте, и задача понимания состоит в выявлении этого смысла. Другие (М Хайдеггер, Г. Гадамер, Р Буль-тман), учитывая исторический характер сознания и выде 1яя структуру предпонимания, полагали, что понимание — это ре конструкция, смысла текста. С этой точки зрения интерпретатор всегда приписывает свой смысл тексту.