В отличие от просветителей, которые считали, что опора на рациональные принципы, распространение знания и образования обеспечат социальный прогресс, в теориях индустриально го, постиндустриального и информационною общества в качестве основной движущей силы прогрессивною социального развития рассматривается научно-технический прогресс, вле дрение научных технологий в производство и структуры соци-атьного управления В этом отношении теории индусфиально-то общее на противостоят и историческому материализму, признающему материальное производство основной детерминантой истории Насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества, коло-рые разрабатывали Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Галбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Несбитт и др.

Р. Арон рассматривал социальный прогресс как переход от аграрного к индустриальному обществу. Аграрным он называл традиционное, докапиталистическое общество, в котором господствует натуральное хозяйство и сословное деление. Про-мышленно развитое общество характеризуется, с его точки зрения, массовым рыночным производством и буржуазно-демократическим строем. Переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развит ия Исследуя воггрос о перспективах индустриального общества, Р. Арон исходит из общего гуманистического убеждения в том, что максимальный рост прои шодст-ва и потребления нельзя рассматривать в качестве главной цели индустриального общества. Декларирование этой цели, скорее всего, возникает под давлением господствующей идеологии. В святи с этим Р. Арон выдвигает концепцию деидеолсгиюции. Ближайшим будущим индустриального общества, с его точки зрения, станет сближение (конвергенция) двух альтернативных экономических систем (капитализма и социализма4 и распад тоталитарных идеологий.

У. Ростоу наряду с Р Ароном является одним из первых теоретиков индустриального общества Ему принадлежит концепция «стадий экономического роста», получившая распространение в 50 — 60-х годах XX в. Разрабатывая эту концепцию, У. Ростоу пытался создать теорию, альтернативную марксистскому учению об общественно-экономических формациях. У. Ростоу выделяет пять этапов развит ия общества, различающихся между собой уровнем технологического развития. Стадия «традиционного общества» (аграрного общества) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и «доньютоновским» уровнем науки и техники. На стадии «переходного общества» создаются предпосылки «сдвига» — перехода к принципиально новому типу общества, основанному на промышленной репа™ ции. Среди этих предпосылок — рост производительности сельского хозяйства, появление «нового типа - предпринимателей», выступающих как движущая сила общества, рост «национализма», возникновение централизованного государства. Стадия «сдвига» — это эпоха «промышленной революции», в которой осуществляется быстрый рост основных отраслей промышленности и радикальное изменение методов производства. Стадия «зрелости» — индустриальное общество, характеризующееся широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости. Заключительной, пятой стадией У. Ростоу считает «эру высокого массового потребления». Основными проблемами этого общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности — сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Дж. Гэлбрейт выдвинул концепцию нового индустриального общества, в котором основную роль играют крупные корпорации и «техноструктура», сообщество специалистов разного уровня, работающих с информацией В новом индустриальном обществе рынок не играет главной роли в экономике. Крупные корпорации руководствуются не законом получения максимальной прибыли, а скорее законом выживания Разрабатывая стратегию выживания, корпорации вынуждены согласовы • вать свои цели с общими социальными целями. Здесь становится необходимой выработка долгосрочных стратегий и, в конечном счете, планирования производства. Таким образом, индустриальное общество должно перейти к планомерно функционирующей экономике в сфере крупного прои 5водства. т. Е там, где господствует техноструктура. С точки зрения политической Дж. Гэлбрейт оценивает индустриальное общество как «мягкое рабство». Государство не в состоянии обеспечить евс болу, потому что цели государства и пели гражданского общества не совпадают. Политические деятели не могут решить этот вопрос, поскольку их персональные цели часто противоречат общественным целям. Индустриальная система, основанная на внедрении достижений науки в производство, вызывает к жизни новую социальную силу — интеллектуалов (ученых, профессоров университета, художников). В отличие сп техно-структуры, эти люди не связаны однозначно с какой-то организацией. Они по сути своей индивидуальности Они, в отличие от политиков, не моїут избавиться от чувства ответственности за судьбы общества в целом. Они способны улавливать истинные цели общества, истинное понимание свободы.

В 70 е годы XX в. начинает развиваться концепция постиндустриального общества, одним из первых теоретиков которой стал Д. Белл. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре Общество переориентируется с производст ва предметов потребления на другие цели, чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Совершенство технологии снизит энерго - и материалоемкость производства 11а первое место выйдет развитие ЗК0ЛОІ ически чистых технологий, телекоммуникаций, способов передачи информации.

В теориях информационного общества использование информации становится главным фактором общественного развития. Так, например, в работах А. Тоффлера динамика мировой цивилизации представлена как волновые всплески, кото рые подталкивают человечество на новый, более высокий уровень единства и взаимозависимости. Первая волна — аграрная культура. Вторая волна — индустриаіьная культура. Третья волна — информационная стадия. Для последней характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиагьно новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.