Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная В С. Соловьевым традиция русской метафизик всеединства, воплощающая внутреннюю интенцию русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.

В разработке философии всеединства Соловьев исходит ж славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онто-^ логический, всеохватывающий, космический принцип Ящ метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Значения сущего: а) сущее как абсолютное начало безусловна го единства (а не суммы частей) — Бог; б) сущее как быти| как начало множественности форм Бытие необходимо сущем! в противном случае сушее обратилось бы в ничто. Бытие Ссц ловьев называет также сущностью, обозначая сущее как един| ство в бытии. Концепция сущего как начала и как бытия по лучила название «положительного всеединства».

Все единство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:

— онтологическом — как единство Бога, человека и космоса — «Все едино в Боге»;

— аксиологическом — как единство Истины, Красоты и Добра;

— гносеологическом — как единство трех видов знания: [эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного);

- практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, [в том числе и общество.

Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли (одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демонстрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиолетией.

Понятие Софии заимствовано из неоплатонизма, но его интерпретация носит оригинальный характер. София — это «душа мира», основа и сущность этого мира, связующее звене между творцом и творением, придающее общность Богу' миру и человечеству. Значения, придаваемые Соловьевым софийно-сти. многообразны: это и абсолютное, и богочеловеческое, и антропологическое, и эстетическое, и эсхатологическое. Принципиальным для системы всеединства является представление о во 1можном конкретном единстве Логоса и Софии: «Осуществляющий в себе и носящий это единство Христос, как цельный божественный организм и индивидуальный вместе — есть и Логос и София».

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Бого

1X9

человечества. Реальным и совершенным воплощением Богоче-ловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

В. С. Соловьев ставит проблему цельного знания, в кото ром совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом.