К основным проблемам и спорам в философии христианского средневековья относятся такие вещи: «веры и разума», «доказательства бытия Бога», «универсалий». Особенно напряженно они обсуждались в период схоластики.

Проблема соотношения веры и разума, истин откровения и знаний, извлеченных человеческим умом из мира, закономерно выступает на первый план в христианской философии. Ее важной задачей является соединение опыта мистического, интимного, молитвенного общения с Богом с внешне выраженными, устоявшимися, рационально осмысленными формами культуры, представление системы общезначимого миропонимания на основе веры. В такой философии мистицизм и рационализм находятся в отношениях взаимодополнения и взаимоотталкивания.

Преобладание ориентации на ценности мистического единения с Богом, любви к нему, подчинения его воле характерно для мистической философии, зачастую связанной с традицией платоника; рационалистическая философия в большей степени стремится следовать Божественному разуму, опирается на ценности размышления., научного знания, здесь сильнее сказывается влияние аоистотелизма.

В Средние века приоритет христианской веры по отношению к человеческому разуму представлялся несомненным. Вера — это и доверие Богу, верность ему и уверенность в истинах, данных в его Откровении.

При ее соприкосновении с разумом, рациональной критикой, как отмечает С. С. Аверинцев, возникают три основные позиции, по-разному определяющие перспективы связи теологии и философии:

  • 1. «Верую, чтобы понимать» — тезис Аврелия Августина (354—430). Догматы веры принимаются без критики, без обоснования и становятся фундаментом для рациональных выводов. Эта позиция характерна для ортодоксальной теологии.
  • 2. «Понимаю, чтобы верить» — принцип Петра (Пьера) Абеляра (1079—1142). Истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Данная позиция ведет к поглощению теологии философией.
  • 3. «Верую, ибо нелепо» — высказывание в духе Квинта Септимия Тертуллиана (ок. 160 — после 220). Оно предполагает расхождение истин разума и веры (концепция двух истин), в крайних формах доходящее до их несовместимости. Из влиятельных сторонников этой концепции назовем Уильяма Оккама (ок. 1300—1349). Такая позиция приводит к разрыву между теодогий и философией

Доказательствами бытия Бога называются рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование Бога. Бытие Бога как истина веры не вызывало сомнений. Спорили о возможности и способах его подтверждения разумом Оккам, например, считая иррациональным само понятие Бога, утверждал, что в его существование можно только верить, оно не подлежит рациональному обоснованию. Другие философы строили такие доказательства. Основными видами их были группы доводов, называемые онтологическими, космологическим и телеологическим доказательствами.

Суть онтологического доказательства заключается в том, что из идеи Бога как высшего существа, абсолютно совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку оно (бытие) есть составная высшего совершенства. Эти аргументы приводили Августин, Ансельм Кентер-берийский (1033—1109) и др.

Космологическое и телеологическое доказательства основываются на характеристиках мира. В соответствии с космологическим доказательством относительность и обусловленность существования всего в мире предполагает бытие абсолютного его начала, безусловно необходимой сущности Творца Телеологическое доказательство сводится к суждению о том, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии его совершенного, мудрого устроителя. Много сделал для разработки этих двух групп доводов «от мира» Фома Аквинский (1224/5—1274).

Существо проблемы универсалий состоит в определении онтологического и гносеологического статуса универсалий (содержания общих понятий), их отношения к единичному, чувственно воспринимаемому. В Средние века эта проблема заострялась тем, что затрагивала фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении Божественной сущности и ипостаси (лица), замысла Божьего и сотворенных вещей, идеи человека и конкретной личности, сущности и существования. Проблема обсуждалась уже в античности. Ее классическая постановка принадлежит неоплатонику По-рфирию (232/33—304). Во «Введении» к «Категориям» Аристотеля ставятся вопросы:

  • (1) Существуют ли роды и виды самостоятельно или только в мышлении?
  • (2) Если они существуют самостоятельно, то тела это или бестелесные веши?
  • (3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах?

Основные проблемы в философии христианского средневековья

Основные позиции по проблеме: реализм, номинализм, концептуализм.

Реализм. Универсалии существуют реально, самостоятельно. Согласно крайнему реализму, восходящему к Платону, универсалии существуют вне вещей. С позиций умеренного реализма, к которому был ближе Аристотель, универсалии реально существуют в вещах как их сущности. Реализма придерживались Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Номинализм. Универсалии возникают в человеческом уме, закрегыяются названиями, именами (nomen) и не существуют вне человеческого ума. В античности эти идеи отстаивали киники — Антисфсн и Диоген. В Средние века к их сторонникам принадлежали Иоанн Росцелин (1050—1122), Оккам. Росцелин, следуя номинализму, пришел к еретической мысли о существовании трех разных богов в Святой Троице.

Концептуализм. Позиция промежуточная между реализмом и номинализмом. Общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме. К концептуализму склонялись Абеляр, Иоанн Дуне Скот (1266—1308).