В самом широком смысле ценность — это положительная значимость, противопоставляемая отрицательной значимости, апгиценности: ценность — характеристика благого, хорошего, антиценность — неблагого, «дурного», плохого. В отношении человека к ценностям выделяются два аспекта — оценочный и цслеполагающий. Оценочное отношение включает в себя определение ценностей, их качественное разграничение, выявление ценностных градаций в том, что подвергается оценке. Целеполагающсе отношение основывается на принятии ценностей в качестве того, что следует сохранять и/или осуществлять, т. е. в качестве более или менее упорядоченной совокупности целей. Различаются самодостаточные, высшие цели и способствующие их достижению цели-средства. Высшими ценностями являются те, которые, с одной стороны, выступают как наиболее общезначимые критерии оценки, а с другой — как самодостаточные цели Традиционно в европейской культуре к высшим относят ценности добра, истины, красоты, божественности, личности, свободы, любви, бытия.

Совокупность основных ценностей-целей составляет стержень мировоззрения — ценностную ориентацию личности и социальной общности, определяет смысл жизни. Ведущая к совершенству общая цель данного существования, которой следует подчинять частные цели, составляет суть смысла жизни. Чтобы найти и исполнить смысл жизни, необходимо выявить положительные и отрицательные свойства и возможности человека, 1 с. установить, что природа его противоречива, что ценностная противоречивость есть условие решения личной жизненной задачи, сугь которой в самосовершенствовании в определенном направлении Ценности выражаются в идеале, выступающем как образ желаемого будущего, цель, предел стремлений и критерий оценки реальных или возможных явлений. Наибольшей действенностью обладает персонифицированный идеал образец совершенного человека.

Предел совершенства — благо как таковое — безусловно ценное, ценностный абсолют, задающий вектор ценностной ориентации. Этот вектор указывает пу! ь, каким индивидуальное существование, совершенствуясь, приближается к паи гуч шему из возможных состояний. Так, в мировоззрении античном, космоценТристском, ценностный абсолют — космос, совершенствование человека понимается как самосозидание по космическим образцам и принципам разумности (логичности, истины), размеренности (справедливости, добра), гармонии (красоты). В мировоззрении теоцентристском ценностный абсолют — трансцендентный Бог-Личность, средоточие быт ия, божественности, истины, добра, красоты, любви, личное] ного начала. Смысл индивидуальной жизни — приближение к Богу Ценностный абсолют антропонентристского мировоззрения — идеал человека.

Высшие ценности открываются человеку как различные стороны блага как такового. Божественное, священное в нем — ценность всесовершснства, идеала кик предмета поклонения. Бытие есть ценность осуществленности (ценного). Истина — ценность правильного, адекватного определения соотнесения ценностей и условий решения жизненной задачи. Прекрасное (красота) — ценность непосредственной явленности блага, его представленности, открытости созерцанию Личность — ценность целостности блага в индивидуальном сушест - вовании. Добро — ценность блага как должного, ценность са-мообязывания к осуществлению порядка ценностей по восходящей. Любовь — ценность личностного единения с благом. Свобода — ценность самоопределения человека в направлении к ценностному абсолюту.

Строение духовной жизни отчетливо проступает при рассмотрении ее с ценностных позиций. В религии определяю! цая ценность — божественное, священное. Высшая ценность морали — добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое (совершенствуемое) в искусстве. В познавательной деятельности, наиболее специализированной областью которой является наука, ведущая ценность — истина. Для философии особую ценность представляет сама возможность построения мировоззренческих систем с различным ценностным строем на основе интегрирования достижений многих областей культуры

Философия включает в себя учение о ценностях — аксиологию.