Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому ставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проблем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание по колений философов.

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, ею и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто? (Подробнее о небытии речь пойдет в соответствующем разделе.)

Проблема сознания. Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то. может быть, сознанием — пусть в меньшей мере — наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание — Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открываемся вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные ха рактеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локаїизованньїм человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Можно также сказать, что проблема со шания — это проблема духовного бытия. Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реатыю-стью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии, вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность — это материальное бытие, идеи листы объективные отдавали приоритет духовному былию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: дояжны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность. Первая позиция в этой дилемме получила наименование «монизм», а вторая — «плюрализм». Возможна также и «промежуточная» позиция — дуализм (существует духовное бытие и существует материальное бытие, у каждого своя сущность), и тогдв дилемма преврашается в трилемму. И монизм, и дуали гм, и плюрализм ставят свои проблемы. Наиболее «популярна» следующая проблема монизма: а в чем именно мы должны видеть единство мира — в духовности или в материальности, какогс рода бытием мы его будем считать — духовным или материальным?

Проблема Бога Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекае1 из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансценден-тен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог — это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним'' Творение Богом мира — это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение — это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Особая этико-онтоло! ическая проблема, которую также справедливо будет назвать одним из важнейших аспектов проблемы Бога, ставится вопросом о наличии онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Если в мире существует зло, а мир сотворен Богом, то провидел ли он эттл зло, и если да, го можно ли его считать благим, добрым? Ответом на данные вопросы стали так называемые «теодицеи» («богооправдания»). Наиболее известны теодицеи Августина и Лейбница.

Проблема движения. Вопрос о том. существует ли движение, поставленный элеатами, которые сто отрицали, со време-. нем дезактуатизировался. Зато приобрели остроту вопросьц о том. абсолютно ли движение и вечно ли оно, А вопрос Ш источнике движения знаменитый ученый-физиолог Э. Дю-буа-Рсймон в 1880 \. отнес к числу «мировых загадок». Не мс-"| ньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скачкообразный, прерывистый ити же плавный, эволюционный.