Ответить на вопрос "причины возникновения философии" значит не просто дать ответ на вопросы: из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи.

По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в истории философии.

1. Первая — мифогепная — считает единственным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В. Ф. Гегель и А. Ф Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, яачяется фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира и разумной форме.

В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины Физософия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования.

Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий — распвет действительной политической свободы и опрете ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направленность на единичное. Сова Минервы — символ философской мудрости вылетает, по Гегелю, в сумерки, т. е на закате реальной исторической эпохи, схваченной в мысли. А. Ф Посев, на против, сличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия Основой мифа или «живого, одушевленного и в конце концов антропоморфного понимания бытия» является абсолютизация родовой жизни.

Философия и возникает как попытка разгадать тайну вы сшей объективности нерелигиозного мифа.

2. Вторая концепция — сциентистская — рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред-философское, конкретное, научное знание. Систематизация этого знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

3. Согласно третьей — гносеомифогенной — концепции происхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт. Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между основанным на нерациональном воображении мифе логическим мировоззрением и начатками научного мышления.

Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания, на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.

Некоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. Философия как новая форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в отпет ня потребность критически оценить подлинное достоинство человека в мире. Философия смягчила антагонизм логоса (эпистемной предметности частных наук) и мифа (мистической реальности божественной истины), приняв на себя заботу о душе человека и его нравственности. Философское знание является в первую очередь эти чески понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.

Впервые этот акт свободного выбора осуществился одновременно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Правда, до конца XVIII в. большинство философов бы ш евро поцентристами и считали, что философия является отличительной чертой исключительно западной культуры и возникает только в Древней Греции.

Так, например, Г В. Ф Гегель отказывал китайской философии в праве на существование, аргументируя свое мнение образностью, алогичностью и ассоциативностью восприятия мира, присущего китайским мудрецам. Лишь с середины XIX в. появляются концепции, отстаивающие наличие философии на Востоке. С точки зрения К. Ясперса (1883— 1969), философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах — Китае, Индии и Греции в «осевое время» — VIII—II вв. до н. э. Центром этой оси является V в. до н. э.— период, когда в Китае жили Лао-цзы и Конфуций, в Индии — Будда, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон. Новизна «осевого временно в этих культурах состоит в том. что «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели... Все это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление».

Началась борьба рационально проверенного опыта против мифа. Человек не просто может теперь внутренне противопоставить себя миру, но и открывает в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Философы претендует на роль наставников и учителей политической и социальной жизни. Этому духовному скачку человечества соответствовало определенное социальное устройство — существование множества мелких государств, их постоянное общение друг с другом.

Правда, конкретный тип социального устройства, статус научного знания, развитые формы мифологии существенно различались в указанных лрех регионах, что во многом определило своеобразие и различия древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.