Философия немецкого классического идеализма (немецкая классическая философия) — ведущее направление германской и всей европейской философии со 2-й пол. XVIII примерно до сер. XIX в. Расцвет этого направления был непосредственно подготовлен трудами немецких просветителей — Г. В. Лейбни ца (1646-1716), X. Вольфа (1679-1754), И Г. Гердера (1744-1803) и др. В учениях И. Канта (1724-1804), И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Шеллинга (1775—1854), Г. В Гегеля (1770—1831) созданы классические образцы развитой философии Нового времени. Отметим ее наиболее характерные черты.

Философами данного направления сформирован тип философии, выступающей как теоретическое самосознание культуры. как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно-ориентирующее знание. Для философии немецкого классического идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Происходит предельное сближение ценности Божественного абсолюта и ценности развивающегося человечества. Явственно прослеживается тенденция к соединению прогрессизма и антро по-социопентризма

Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.

Немецкая классическая философия характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно разворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в способах человеческой деятельности.

Человек понимается как деятельное культуоно-историческое существо, т. е. создающее себя в обществе и в истории.

Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа — религии, нравственности, искусства, права, науки, самой философии (Гегель). В качестве главных созидательных сил человека представляются разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике, о ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодействии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и развиваются обе стороны; растет могущество человека, его свобола и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).

Строится философское обоснование идеи объективной закономерности прогресса — общечеловеческого поступательного движения, смысл которого — в расширении сознания свободы (Гегель). Утверждается достоинство личности, «святость человечества в лице каждого» (Кант). Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант).

Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии.

  • 1. Разграничение ценности и бытия.
  • 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы.
  • 3. Построение эстетики как науки: понимание искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой, а также соединяющей их.