Чаще всего первым философом Запада называют первого древнегреческого философа Фалеса из Милета. Философское учение Фалеса (625—547 гг. до н. э.) можно свести к положению «все — из воды, и все разрешается в воду». Это суждение является философским, так как оно:

  • 1) противоречит чувственной достоверности,
  • 2) трактует воду не только как генетическое (что было характерно яля мифологии), но и как субстанциальное начало, сущность, основу всего;
  • 3) содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принципа,
  • 4) высказывает нечто о происхождении вещей без иносказаний и притч, характерных для мифологического мышления.

Суждение о том, что все существующее есть в сущности единое материальное начало (вода), делает Фалеса первым греческим философом. Такое объяснение исходит из представления о возникновении философии как результате борьбы Логоса против мифа. Продолжение этой борьбы мы находим у друга и ученика Фалеса Анаксимандра (610—540 гг. до н э.), автора первого прозаического сочинения на греческом языке «О природе».

Анаксимандр считает первоначалом, лежащим в основании сущего, «апейрон», или «беспредельное». «Алейрон» характеризуется качественной (отсутствием конкретных свойств и структуры) и количественной (отсутствием какого-либо предела) неопределенносгью. Но, в отличие от Фалеса, Анаксимандр пытается ответить на вопрос, каким образом из первоначала происходят вещи. Возникновение космоса из «алейрона» есть процесс утраты «алейроном» неопределенности через возникновение «стихий» или элементов мира (воды, огня, воздуха, земли) и их постоянного взаимодействия.

Обратный процесс — утрата вещами своей определенности происходит в силу стремления отдельных элементов расширить свои пределы, нарушить меру, «стать всем», что ведет к «апейронизации» космоса. Наиболее важен вывод Анаксимандра о том, что есть «справедливость», или естественный закон, восстанавливающий равновесие стихий.

Пифагор - возможно он первый философ Запада?

Другие авторы предлагают считать первым греческим философом, а соответственно и первым философом Запада Пифагора (ок. 580—500 гг. до н. э.). Основанием для подобной оценки служит представление об этическом характере философского знания. Именно у Пифагора философия впервые получает свое имя — любовь к мудрости и свой статус — быть соединением мистериатьного, логического и нравственного начал.

Философ — не мудрец и не просто ученый, а «ученый», стремящийся к мудрости. Моральная установка Пифагора отличается от моральной установки Гераклита, и именно она делает его первым философом Гераклит считает божественную истину недоступной лишь для толпы, но не для аристократического ума. Поэтому считает для себя возможным пророчествовать, т. е. говорить как бы от лица самой божественной истины.

Пифагор же считает, что истина доступна только Богу, а человек мо жет лишь стремиться к ней. Для этого он должен заботиться о своей душе, нравственности, быть самокритичным и рефлексивным. Математическое знание, по Пифагору, не самоценно, оно лишь наиболее подходящая форма для символического выражения божественных тайн.