Проблемы философской антропологии, т. е. проблема назначения, оправдания и творчества человека, по собственному признанию Бердяева, всегда находились в центре его интере сов. Н. А. Бердяев продолжил «бунт» Ф. М. Достоевского и С. Къеркегора против гегелевской концепции человека, против «тиранического» господства всеобщего над индивидуальным, против поглощения схемой человека. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Он различает индивидуальность как натуралистически-биологическую категорию и личность как категорию духов* но-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Личность же не может быть частью чего бы то ни было: она есЦ единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе.. Концепция личности Бердяева несет в себе два основных признака. Во-первых, гуманистический смысл свободы, как очелоЧ веченности бытия. Во-вторых, противостояние свободы и нет свободы как сущности антропологической антиномии, решает* ся Бердяевым в пользу ценности целостной творческой личности. Духовная основа личности не зависит от природа и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности это ее свобода. Противоречие человеческой природ • ды носит у Бердяева трагический характер.

В основе понимания трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойно! действительности. Бердяев различает «мир призрачный» (мир объективации, материального бытия) и мир подлинный (мир «без кавычек», идеальное бытие, мир любви и свободы). Понятие объективации соответствует смыслу отчуждения как поглощения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Объективация есть призрачное существование подлинного бытия, утерявшего свободу Бердяев говорит об обреченности духа и тела человека на плен «у мира». Антиномия темных «демонических» сил государства и света личной свободы (пути к спасению) составляет сущность современного положения человека в мире. Преодоление плена есть освобождение духа, выход «из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь». Способность к свободе имманентна человеку, ибо он — образ и подобие Творца. Эта свобода есть творчество. Только творчество может выступить мерой богоподобия человека.

«Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимоегь и безосновательность». Творческая сущность человека, объединяющая его с Ботом, заставляющая двигаться к свободе, подкреплена ее соборным качеством. Соборность есть единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммюнитарности людей и не знает внешнего авторитета.

Внешнее общественное воздействие, считал Н. А. Бердяев, вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыденности, требованиям государства, нации, нравам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, так как правда всегда ведет человека к конфликту с обществом. Однако самое значительное идет в человеке изнутри, а не от социальных влияний. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство, потому что она индивидуализирована, автономна в своем «внутреннем». Личность асоциальна, потому что она принадлежит — как свободная и творческая,— не обществу, а космосу. Судьба человека зависит от понимания им свободы и умения ею пользоваться, а призвание — не выбирать между добром и злом, а творить добро.

Н. А. Бердяев первым представил в Европе XX в версию христианского экзистенциализма. Он был уверен в том, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть межлу Богом и человеком была преодолена». Человек одновременно принадлежит царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и свободы, пределы власти общества и государства над челове ком. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу — принять духовные ценности и жить ими. Он призван очеловечить природу, одухотворить человечества. Реальным и совершенным воплощением Богоче-ловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

В. С. Соловьев славил проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципам богоолкровенносли христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тек самым мыслитель ставит более широкую задачу ин геграцик христианской тсолоши с естественно-научным и философским эволюционизмом