От древности до наших дней люди, получающие высшее образование, изучают философию, знакомясь с ее историей. Поясняя смысл этой традиции, сначала отметим, что выражение «история философии» имеет два основных значения. Во-первых, история философии есть часть объективного мирового исторического движения, часть развертывающейся на ра (личных его этапах деятельности человеческого духа. Поэтому ее называют «объективной историей философии». Во-вторых, история философии («субъективная история фи юсо-фии») — один из основных разделов философии, предметом которого является история философии в первом значении и которым специально' занимается историк философии. Данное разграничение усложняется тем, что творчество историка философии опять же входит в объективную историю филосо фии История философии в обоих смыслах есть «живая», актуальная философия. Собственно, философия и состоит из учений, понимаемых вместе с творческой био1рафией их создателей на фоне мировоззрения эпохи и в цепи культурного наследования философских идей. Учения Конфуция, Платона, Шанкары, Канта, Вл. Соловьева и других сохраняют свою образцовость и действенность. Диалог с ними продолжается, и в нем они способны открываться по-новому. Философские шедевры, как и художественные, не пылятся в архивах истории. Проблемное исследование в философии опирается на ее историю. Постановка и разработка проблемы имеет авторский характер. Чтобы понять, что думал философ по определенному вопросу, надо иметь представление о его философии в целом в соответствующем личностном и историко-культурном кон тексте.

Для полноценного изучения философии необходимо вхождение в историю философии в обоих смыслах. Обращение к первоисточнику дает уникальный опыт прямой встречи с великими умами и соприкосновения с объективной историей мысли. Однако плоды такой встречи останутся незрелыми, если опыт не обогатится знаниями, полученными от историков философии, за которыми стоит большая культурная традиция Осваивая материал «субъективной истории философии», важно учитывать, что он есть результат осуществления различных ис следовательских установок: исторической и философской. Их предельно противостоящими крайностями выступают, с одной стороны, историко-эмпирический (дескриптивный) подход, представляющий философию как перечень лиц, событий, идей, а с другой стороны, подход фидософско-концептуаль-ный, в соответствии с которым материал отбирается и истолковывается таким образом, чтобы его можно было точно уложить в философскую концепцию историка философии. Чистая дескриптивность дает обозрение рыхлое, фрагментарное, хаотичное, чистая концептуальность обедняет, схематизирует виде ние. В действительности историк философии держится на расстоянии от этих полюсов, но может тяготеть к одному из них. Так, в известном сочинении античного автора III в Диогена. [а лртского явное предпочтение отдается описательности. а у Г. Ф. В. 1егеля (1770—1831) преобладает концептуальная трак товка истории философии. Поэтому имеет смысл обращать внимание на принципы того или иного историко-философско го рассмотрения.

В настоящее время в преподавании истории философии широко применяется ее структурирование по историческим гипам. задающее обише рамки и последовательность изучения, а также

по направлениям и школам, персоналиям, разделам философии и проблемам. Исторические типы философии (иногда неточно называемые периодами) характеризуются ее принадлежностью определенной эпохе, историческому этапу, культурно-национальному или культурно-региональному образованию. В вузах России обучение истории философии обычно ведется по следующим историческим типам: из философии Древнего мира рассматривается античная философия (реже это дополняется сведениями об учениях Индии и Китая), затем — средневековая христианская философия (иногда с прибавлением арабо-мусульманской), философия Возрождения, Нового времени с различением этапов — XVII в., Просвещение, немецкая классическая философия, далее — западная философия XIX—XX вв., по нескольким направлениям и школам, и наконец, русская философия.