Отношение к религии является одним из тех вопросов, которые позволяют выявить существенные противоречия позитивизма. Будучи разновидностью натуралистической философии, позитивизм отвергал всякие «скрытые сущности», «высшие силы» — все, что не дано в опыте. Единственным источником истинного знания для позитивизма всегда оставалась наука Казалось бы, такие установки должны были бы сделать всех приверженцев позитивизма убежденными атеистами, какими были, например, родственные позитивистам по ряду изначальных установок материалисты. В реальности, однако, все оказывается гораздо сложнее Не существует какой-то одной неизменной позиции позитивизма в вопросе о религии, взгляды его теоретиков в данной области изменялись.

Но можно говорить о трех основных точках зрения, которые помогут нам составить представление об отношении позитивизма к религии: это религиозный критицизм, богостроительство и теория «двойственности истины».

Потенциал религиозного критицизма содержатся уже в одной из главных концепций основоположника позитивизма О. Конта — законе трех стадий. Этот закон говорил об эволюции человеческого духа как в родовом, так и в индивидуальном плане. Существую] соответствующие этим трем стадиями три вила мировоззрения, триметола познания и три формы общественного устройства Религия есть выражение первой стации, фиктивной, или геологической, суть которой в том, что человеческий дух, стремясь к абсолютному знанию, наделяет жизнью фиктивные существа (богов) и с их помощью пытается объяснить все на свете. Эта стадия давно осталась в прошлом, поэтому религия — отживший феномен. Религиозный критицизм Конта нашел себе немало продолжателей, среди которых надо выделить видного историка религии Ж. Э. Ренана (1823—1892). В XX в. критиком религии выступал один из основоположников логического позитивизма, Б. Рассел.

Однако весьма любопытным является то обстоятельство, что у О. Конта религиозный критицизм постепенно угасал и основатель позитивизма эволюционировал в сторону богостроительства. Он стал рассматривать созданную им «позитивную философию» как введение в новую теологию. Им создается новый катехизис, который учит поклонению новому божеству — Человечеству Это и есть новая Религия Человечества. Человечество под именем «Великого Существа» входило в состав придуманной Контом Новой Троицы наряду с «Великой Окружающей Средой» (космосом) и «Великим Фетишем» (Землей). Служителями нового культа должно было стать новое духовенство — философы-энциклопедисты, врачи и поэты. У Конта нашлись последователи - английские контисты открыли в 1870 г. в Лондоне «позитивистский храм» Богостроительским изысканиям был не чужд и Б. Рассел в определенный период своего творчества («Сущность религии», 1912), хотя в других своих работах английский философ выступает и как непримиримый критик религии, прежде всего христианства.

Отношение к религии с позиций теории «двойственности истины» характерно для английского философа 2-й пол XIX в Г. Спенсера. Эта теория возникла в средневековой схоластике, чтобы примирить веру (рели) ию) и разум (рациональное знание). В Средние века она служила для оправдания существования знания за пределами откровения Спенсер же приспосабливает ее для оправдания существования веры за пределами науки. Он считает, что спор религии и науки, сто 1ь характерный для его времени, происходит из-за чрезмерных притяза ний их обеих. Он прекратится, стоит только твердо установить границы познания. Тогда наука не будет стремиться проникнуть в сферу непостижимого и претендовать на всезнание, не будет стремиться стать законодателем в области морально-нравственной, а религия не станет навязывать свое видение в той сфере, которая доступна научному пониманию. Согласие науки и религии - вот основная инея Г. Спенсера.