Философы различают внутреннюю свободу воли (самоопределение, автономия воли) и внешнюю свободу действия (волеизъявления, осуществления воли). Свобода слагается из взаи - модействия многих факторов, поэтому возникает вопрос о ее обусловленности, отношении к необходимости. Наиболее спорной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при осмыслении взаимоотношения Божественной и человеческой воль. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обуслоатенности человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следова ние некой внешней по отношению к человеческой воле необходимости. Для объяснения гого, как при этом можно что-либо ставить в вину или заслугу человеку; некоторые философы (Т Гоббс, П. Гольбах) отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание того, что поступки делятся на хорошие и дурные, т. е. нормы, исполнение или неисполнение которых поощряется или осуждается, влияет на вопю, склоняя ее в определенном направлении. Человек несет ответственность (моральную, юридическую и проч.) за свои действия по исполнению воли. Крайнее проявление детерминизма — фатализм (Кальвин, Лаплас) представление о жесткой, исключающей вероятность и случайность предопределенности (судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин) всех событий.

Фатализм сводит на нет саму свободу; подрывая основания для признания человека самостоятельным деятелем, совершающим ценностный выбор и несущим ответственность за содеянное. Тем самым ставится под вопрос его способность быть нравственным и вообще творческим существом. Индетерминисты в вопросе о свободе выступают обычно как волюнтаристы, утверждая самодостаточность, безусловность воли. Согласно Н. Бердяеву, источник первичной иррациональной свободы—произвольности и творческой духовной силы — коренится не в Боге, а в бездне, «ничто», предшествующем и Богу, и миру Но остается открытым вопрос о том, может ли существовать такая воля, не сообразованная ни с ценностями, ни с возможностями субъекта и внешними обстоятельствами, со вершению неопределенная, бессодержательная. Будет ли она вообще волей, а если будет, можно ли считать ее свободной, гак как ее действие — чистый произвол? Полюса детерминизма (все неизбежно) и индетерминизма (все случайно) совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. В видении большинства философов пространство свободы располагается меж ду этими полюсами. Признавая необходимость, они не отождествляют ее с неизбежностью. Необходимость имеет вероятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать, в соответствии со своими идеалами, а также знаниями о собственных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. И. Кант полагал, что воля человека автономна, поскольку он руководствуется внутренним нравственным законом — категорическим императивом и поэтому способен разомкнуть цепь внешней эмпирической детерминации, дать начато новому причинному ряду.