Ценность свободы — это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности) Свобода есть гуманистическая ценность, поскольку она утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода — это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько личность самостоятельно выбирает и осуществляет лучшее из возможного. Рационалист Г. Лейбниц пишет: «Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным». В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Подразумевается необходимость 6 гагая. Для античной философии — это необходимость космического порядка — логоса, средневековой — воли и разума Ьога, Нового времени — законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе — свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации Свобода — универсалия культуры, атрибут собственно человеческого, ценностно ориентированного, способа жизнедеятельности. Она — мера освоения, «очеловечения» бытия. Существуют различные степени свободы. Степень свободы определяется тем, насколько многообразны и упорядоченны принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, е тугими людьми, природнь N. миром бытием i цел*

Философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная — «свобода от» — это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил. отсутствие внешнего, пресекающего волеизъявление принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу; независимость, самостоятельность) и/или через изменения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции праЕ человека—ведущей начиная с Нового времени в западной гумани тарной мысли, непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обя »анностей личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому Осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами» (Декларация прав человека и гражданина, 1789). Принцип равной свободы (суверенности) людей органично свя »ан с принципами самоопределения личности и ненасилия. Существует сше одна трактовка отрицательной (негативной) свободы как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской философии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свободной только волю к добру Положительная — «свобода для» — это самоосуществление через освоение мира преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоя гельсгв в благоприятные (свои), наращивания многообразия и целостности личного существования.

В ртом духе строится идеал Просвещения — свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» недостижима. Но путь отречения, выбранный в качестве главного, ведет к мироотрицанию (как, например, в некоторых направлениях индуизма и буддизма), к сворачиванию, упрощению, сужению существования.

Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем могущественнее человек, чем шире его возможности, тем значительнее благие или неблагие последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире и, следовательно, ответствен ность. Многие мыслители (Б. Паскаль, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф М. Достоевский, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер и др.) рассматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности. Ж. П. Сартр даже говорит об «обреченности человека на свободу». Э. Фромм, исследовавший феномен «бегства от свободы», утверждает, что от нее можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи.