Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Коидорсе, Г Гегель. К. Маркс, О. Конт, теоретики индустриального и информационного общества Разнообразие периодизаций исторического процесса объясняется выбором оснований, по которым весь процесс исторического развития подразделяется на определенные эпохи. Можно сказать, что проблема периодизации истории заключается в том, как выбрать критерии выделения периодов исторического развития - Анализ философско-исторических концепций показывает, что выбор критериев периодизации истории зависит от общих философско-мировоззренческих уста новок философа. Рассматривает ли он мировую историю как единый процесс или как сосуществование локальных цивили заций, признает ли он закономерность историческою развития и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие — все это в конечном счете определяет ту периодизацию истории, которая представлена в данной философской концепции.

В Новое время, ко! ла философия истории конституируется в самостоятельное направление философии, одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился Д. Вико. Для ею концепции характерен мифологизм и абстрактный гуманизм. Опираясь на прелставление о циклическом характере исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпохи, которые проходит в своем развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации является степень осознания человеком своего естественного права. В век богов право человека зависит - от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей характеризуется естественным правом человека. Г Гегель основанием для периодизации истории выбирает осознание свободы. Он выделяет Восточный мир — царство деспотизма, в котором свободным является лишь сам деспот; Греко-римский мир — в котором не один, но лишь некоторые свободны; и наконец. Германский мир, знаюший о том, что свободны все.

Периодизациям, основанным на абстрактных принципах, которыми, в частности, являются философско-исторические концепции Д. Вико и Г Гегеля, были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретно-исторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научно-технические достижения. В настоящее время в наиболее развитом виде периодизация исторического процесса представлена в историческом материализме, базирующемся на формационном подходе, в теориях локатьных культур и цивилизаций, представляющих пивилизационный подход к периодизации истории, а также в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества, рассматривающих научно-технический прогресс в качестве основания для выделения стадий развития общества.

Особо следует выделить цивилизационные и культурологические концепции, в которых в противовес идее единства исторического процесса выступает принцип культурологического плюрализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина В культурологической кон цепции П. Сорокина выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической ор ганизацией. В конечном счете все особенности, характеризующие гот или иной тип культуры, концентрируются вокруг глав ных ценностей культуры. В идеациональной системе бот сверхчувственный и сверхраииональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чувственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем С1мым как основной ценностный орие •тир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверхчувственных и чувственных ценностей. Исторически существовавшие общества классифицируются в соответствии с предлог женной схемой Так, например, идеациональной системе соответ1' ствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии!1 чувственной системе — европейская культура XVI—XX вв.. а идеалистической — западноевропейская культура XIII—XIV вв Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.

Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций и тем самым структурируя исторический материал, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии. Принцип культурологического плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Таким образом, проблема периодизации исторического процесса оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.