Вклад Л. Н. Толстого в русскую философскую мысль определяется особенностями религиозно-этического учения о мире и че ловеке, смысле человеческой жизни. Это учение называется толстовством. Центр учения Толстого о человеке — нравственность.

Л. Н. Толстой исходит из понимания личности как «инли-видуатьности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: оно одновременно и лично и безлично, являясь и функцией духовного «Я» личности (религиозность, нравственность), и «общемировой безличной силой». Этизиро-ваныая антропология приводит к этизации познания: знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру. Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен т разума и совести, но не из научных исследований. И наоборот, «сущность всякой рсли1ии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?». По мнению Толстого, наука не может лать смысл человеческому бытию, поскольку предлагаемый ею образ жизни не выходит за пределы благополучия, лишен нравственного содержания. Не в компетенции науки и метафизики дать ответы на вопрос о смысле жизни; на этот вопрос может ответить только религиозная наука. Эта подлинная нау ка должна исходить и! тех основ, которые выработаны «мудрецами и учителями жизни» — Лао-цзы, Конфуцием, Сократом.

Смерть и жестокость жизни не оправдывалась идеей хри стианского воскрешения из мертвых, и Толстой увидел смысл жизни в самой жизни, но не в существовании тела и его вы живании, а в духовном обретении свободы Да, человек — песчинка на берегу океана вечности, но от этой песчинки могут зависеть другие судьбы, если только человек не собирается жить для самого себя. Разумно понятый смысл жи ши — это усилие творения добра не в будущем, а 15 настоящем. Преодоление конечности бытия человек начинает с отречения от животной, низкой природы и осознания причастности божественной природе, что постепенно наставляет его на путь служению благу мира, на чувство великого сострадания и всепрощающей любви ко всему сушему. Этические смыслы человекостроения реализуются как любовь, непротивление, простота, поиск добра. «Бог есть любовь»,— значит, и философия человека не может не быть этикой любви. Экзистенциально-этическая мзкси-ма Толстого. «Жить — значит любить». Религия любви несовместима с насилием, убийством. Для улучшения общества, по мнению Толстого, использованы многие средства, но не ис пользовано одно, которое могло бы сделать человека свободным,— это непротивление злу насилием, неучастие в делах го сударства, пассивное сопротивление Таким образом, условие делания добра предполагает отчуждение от государства, самоизоляцию «честных людей» в ненасильственные сообщества.

В решении проблемы религиозного смысла бытия воззрения Толстого расходятся с церковной апологетикой, склоняясь к рациональному смыслу толкования христианских догматов. Он, например, отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых. Отсюда радикальная программа Толстого по «очищению религии Христа», жесткая критика церковного христианства. Антиклерикапим Толстого церковь оценила: Толстой был предан анафеме. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной доктрине с основанием в фундаментальном принципе непротивления злу не приняли многие русские философы (К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьев). Тем не менее в сфере этики Толстого остался христианским мыслителем, «новая религия» которого неликом и полностью основывалась на христианской нравственности.

Взгляды Толстого на смысл человеческого бытия лежат в границах идеи «гганморализма».