Религия (от[5] лат. religio — благочестие, набожность, святыня, воссоединение). В самом широком смысле религия есть вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соединиться с ним. служить восходящим к нему идеалам. Предметом пок юиения может являться не только божество, но и другой человек, семья, народ, сослоиие, партия, природа, искусство, наука и многое другое. Такого родя религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900—1980) считает религией «любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения»*.

В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная») есть социально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни Священное (сакральное) и вера в него— высшие ценности религии. Священное характеризует сверхъестественную, «чудесную», потустороннюю, грансценден гнуко реальность. Это особый мир. содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профанной) — обыденной, посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается в основном в виде мифа В качестве средоточия сил священного обычно представляется божество. В отношении к священному, божественному верующие ис пытывают страх, трепет и восхищение. Ему поклоняются, его почитают, чувствуют зависимость от него, обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастье, на спасение.

В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Это отношение включает в себя устранение раздробленности, отчужденности существования — собор, означающий единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой — всем сущим. Преодоление отчуждения от того, чго наиболее ценно для человека, воспринимается верующими как спасение. Согласно православному богослову и философу П. А. Флоренскому, «...если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение», понимаемое как «равновесие душевной жизни». «А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу»1. С позиций атеизма, религиозное преодоление отчуждения объявляется иллюзорным и предлагаются альтернативные решения проблемы. Так, Л. Фейербах полагает, что религия коренится в противоречи вой сущности человека. Он есть единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога, удваивает мир. Этика любви Фейербаха должна вернуть любовь, обращенную на Бога, тому, кому она, по сути, предназначена,— человеку. Отчуждение исчезнет, когда люди будут следовать принципу «человек человеку Бог» Марксисты утверждают, что религия, как форма общественного сознания, производив от общественного бытия. Согласно Ф. Энгельсу, «религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Религия, по с ю-вам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа», «...Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т. е. когда придет коней господству частной собственности на основные средства производства.

Религия, предлагая индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, претендующими на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни, способна выполнять интегрирующую роль в культуре. Истоки многих специализированных сфер культуры — искусства, права, философии и т. д.—лежат в едином мифорелигиозном комплексе. В некоторые эпохи, как, например, в христианском Средневековье, религия определяет весь строй культуры.

По весьма спорному вопросу о происхождении религии имеется две крайние противоположные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм. т. е. изначальное существование веры в единого Бога творца. Сторонники второй, атеистической, позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорепигиозный период. В свете современных научных данных представляется наиболее вероятным, что религия возникает вместе с человеком и па первых порах существует в виде первобыт пых верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления), фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов, после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека), анимизм (вера в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью людей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племенные религии, потом возникают национально-государственные и мировые. К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.