Материалистическая традиция в русской философии XIX в. представлена А. И. Герценом, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Д И. Писаревым. Материашстическое крыло фи то

софии активно критикует философский идеализм, решает философские проблемы, обосновывая принцип материалистического монизма в онтологии и принцип объективности истины в гносеологии. Особая роль в материализме этого времени принадлежит вопросам социальной теории и революционной практики, выраженным в народнической идеологии Отсюда — внимание к общественному прогрессу, человеку, науке, к поиску факторов, способных улучшить народную жизнь В основном произведении Чернышевского — «Антропологический принцип в философии» (1860) — развиваются тезисы о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе сознания и социального существования. Чернышевский не просто следует за Л. Фейербахом, но приходит к осознанию объективных социатьных условий, определяющих человеческую историю. В гносеологии Чернышевского настаивает на единстве чувственного и теоретического познания; науку считает двигателем общественного прогресса.

Философская позиция Д. И. Писарева — это своеобразное сочетание просветительской идеологии, позитивистской установки на господствующую роль науки в регуляции общественной жизни и «экономического материализма». Принципы утилитаризма и полезности явились основополагающими в его философии; наука существует не рази познавательного интереса, а для общественной пользы. Д. И. Писарева называют представителем довольно редкого для России течения сциентизма, но не следует упускать из виду, что его сциентизм опосредован нуждами русской культуры. Так, вера и науку связана с доктри • ной «цельной личности», а также с идеей о совпадении «расчетливого эгоизма» с «сознательным человеколюбием».

Позитивистская мысль России XIX в. развивалась под влиянием западной позитивистской традиции и таких ее идей, как придание философии научного статуса, критика метафизики, глобальный эволюционизм (Г Спенсер) 11озитивизм в России не получил такою распространения, как в западноевропейской фи лософии, но занял определенное место в общественной мысли своего времени, оказав значительное влияние на революционную идеологию в России Особенностью позитивистских взглядов как на Западе, так и в России этой эпохи стало внимание к обшей теории исторического процесса и к специфике исторического познания. Позитивистские взгляды отечественных мыслителей — Н. К Михайловского, Н. И Кареевз, К Д Кавелина с одной стороны, наследовали интерес к теоретической стороне исторического знания, а с другой — оказались трансформирован

ными под влиянием культурных и интеллектуальных традиций России, приобретя ценностные, антрополо! ические черты Особенностью русской версии позитивизма было то, что он связан не только с либеральной идеолотей, но и с революционными течениями.

Позитивистские идеи русских мыслителей связаны с такими классическими концептами западноевропейского позитивизма, как отношение к идеализму и метафизике, доля агностицизма, близкая кантовскому (а не юмовскому скептицизму), феноменальная трактовка законов, идея прогресса. Вместе с тем позитивизм на почве российской культуры многолик и достаточно «нетрадиционен»; он во многом не совпадал со своими западноевропейскими образцами благодаря тому, что в позитивистскую методологию постоянно вносились корреляты субъективно-познавательного и ценностного характера.

Отстаивая научный слатус философии, русские позитивисты, подобно материалистам, исходили из критики отвлеченного теоретического идеализма и сближения философского и научного знания. К. Д. Кавелин, видный философ-публицист, идеолог европеизма, выступил в зашиту позитивизма, против идей, высказанных в диссертации Вл. Со ювьева «Кри зис западной философии (Против позитивизма)». К. Д. Каве дин категорически отвергал возможность синтеза науки, философии и религии, исходя из того, что философия и религия выражают совершенно разные стороны человеческого духа (рационализация ьеры невозможна). Другой видный представитель позитивистской мысли, Н К. Михайловский, материал для философских обобщений находил в данных науки Обращаясь к идеям Дарвина, Ламарка, Мечникова, Сеченова, он разграничивал науки о природе и науки об обществе. Социальные науки, по его мнению, основаны не на объяснении, а на понимании, когда «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». Михайловский исходил из приоритета ценности над фактом, должного нал сущим, «правды-справедливости» над «правдой-истиной» «Субъективный метол» в социологии — основное понятие философии Михайловского — предполагал синтез знания и нравственности, истины и ценности познания. Для историка Н. И. Кареева метод философии также опирается на научные данные, но сами фи юсофские обобщения («синтезы») выходят за границы науки «Синтезы» метана-учны и служат сферой творческих идеалов. Перед Н. И Карее-вым как позитивистом не стоит проблема «первичности» идеального или материального в осуществлении познавательных «синтезов», так как философия не нуждается в метафизике

Поэтому позитивистская социология безразлична к проблеме первичности духа в истории.

Прогресс, по Н. И. Карееву,— это «душа истории», идеал, имеющий этическую значимость и субъективную окраску. Лич - ность есть ядро прогресса, а «борьба за индивидуальность» — это борьба против обезличивания истории Н. И. Карсев занимает здесь промежуточное положение между концепциями Г. Спенсера и Н. К. Михайловского. Если Спенсер считал, что прогресс обусловлен ростом разделения труда и усилением единства общества, то Михайловский отрицал этот принцип, предлагая субъективно-антропологический идеал общества с его движением к разнородности. Н. И. Кареев выдвигает качественную, а не количественную (однородное/разнородное общество) меру прогресса: справедливое разделение труда порождает всестороннюю личность. Субъективный подход, связанный с человеческими ценностями и интересами, не исключает, а предполагает объективный подход. У Н. И. Кареева и П. К. Михайловского субъективный прогресс выступает как дополнительный подход к изучению объективной эволюции; они не исключают, а предполагают друг друга и вместе с тем не тождественны. Попытка объединения прагматического и социокультурного аспектов истории, синтеза философии истории и социологии, индивидуального и коллективного начал истории, обоснование сосуществования свободы воли и необходимости — важнейшие достижения русской позитивистской мысли.

Позитивистские и материалистические взгляды философов России XIX в. хотя и представляли собой мировоззренческий антипод религиозно-философской классике, тем не менее, подобно русской метафизике, отражати запросы русской культуры. Интегрируя элементы европейского философского мышления к отечественную традицию, они внесли существенный вклад в становление рационально-теоретического философского мышления в России.