Диалектика является не единственной теорией и методом познания всего сущного. Наряду с ней существует и альтернативные теории:

- метафизика;

- эклектика;

- софистика;

- догматизм;

- релятивизм.

Метафизика (от греч. мeta ta physika – после физики) употребляется в трех значениях:

1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский ( I в. до н. э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы);

2) в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии;

3) противоположный диалектике основной философский метод.

Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она:

а) является, как и диалектика, развитой теорией;

б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций.

Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:

1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;

2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;

3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);

4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает;

5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис – антитезис – синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или – или», «если не то, значит – это»;

6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.

Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития.

На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия.

Для эклектики и софистики характерен тот же подход к действительности:

а) односторонность;

б) рассмотрение отдельных фактов вне их связи с другими, с сущностью процесса;

в) неумение видеть и выделять главное;

г) субъективизм.

Эклектика (гр. eklektikos – выбираю) – механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи.

Метод эклектики – это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного.

Опасность эклектики в том, что внешне создается впечатление «всестороннего» подхода к действительности, но нет главного: анализа связей по степени их значимости (главные, случайные и т. д.).

Софистика – это сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию. Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием.

Догматизм (гр. dogmatos – учение, установленное мнение) – рассматривает мир и мышление как нечто готовое, неизменное, раз и навсегда установленное и стремящийся отыскать неизменную, вечную сущность вещей, что-то «абсолютное».

Как метод – негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности.

Релятивизм (лат. relativus) – учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно. Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем.