Вступив в третье тысячелетие люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Глубокое осознание и преодоление глобальных проблем является не только чрезвычайно долгим и сложным процессом, но и не имеющим пока однозначных ответов и окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Но большинство ученых склоняется к мысли, что начатое дело Римским клубом, принесет свои результаты. В первую очередь, речь идет о понимании необходимости духовного развития человека, формирования нравственных ориентиров, которые бы соответствовали современной эпохе, были бы адекватны ей. Главной проблемой и одновременно главным средством решения глобальных проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Таким образом, судьба мира зависит от вопросов духовного порядка. Ученые Римского клуба видят одним из путей решения стоящих проблем - систему образования.

Обращается внимание, что именно система образования формирует те человеческие качества, которые реализуются в последующей жизни. Образование может сформировать новый гуманизм. Один из самых известных деятелей Римского клуба - А. Печчеи - рассматривает содержание нового гуманизма в трех аспектах:

1) глобальность;

2) любовь к справедливости;

3) отвращение к насилию.

Задача нового гуманизма видится в том, чтобы каждый человек осознал смысл своего существования на Земле и в Космосе, четко уяснил ту миссию, которую он должен выполнить, как человек.

И в этой связи по новому воспринимаются идеи, которые высказывал русский естествоиспытатель и философ В. И. Вернадский (1863-1954). Еще в прошлом веке он начал формировать представление о путях дальнейшего развития биосферы. Он полагал, что жизнь это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей.

В. И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. Это необходимое условие цивилизации. С развитием науки и техники возникает техносфера, которая должна поддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее, взаимодействовать с ней, как часть единой динамической системы.

Единение техносферы и биосферы создаст новое планетарное явление – ноосферу. Термин "ноосфера" (от греч. "noos" – разум, ум) был введен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа, который совместно с Тейяром де Шарденом рассматривал ноосферу, как современную планетарную стадию, переживаемую приповерхностной оболочкой Земли.

"В биосфере, - писал В. И. Вернадский, - существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного… Общество становится в биосфере… единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы".

Эти выводы В. И. Вернадского легли в основу двух концепций ноосферы. Первая развита Тейяром де Шарденом. Ее суть в следующем:

1) ноосфера – пласт мыслей, обволакивающих земной шар;

2) искры самосознания человека, вместе с развитием общения людей, разгораются в пламя, образуя целостную сферу, являясь единой мыслящей оболочкой.

3) ноосфера, являясь надматериальной основой, непосредственно связана с центральным очагом психического сосредоточения – "точкой Омега" (Богом).

Вторая концепция ноосферы развита В. И. Вернадским. Он подошел к пониманию ноосферы с естественнонаучных позиций:

1) ноосфера есть материальное образование, как и биосфера;

2) биосфера, а за ней и ноосфера "оказались той великой геологической силой, которая преобразила некогда безжизненное небесное тело в живую систему, пронизав жизнью его гранитные глубины, его газовую оболочку".

Сущность ноосферной концепции связана с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создал особую сферу – ноосферу, сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за всю природу, за ход и направленность дальнейшей эволюции. Это связано с тем, что все процессы на Земле, и в первую очередь биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человечества становится определяющим фактором, поэтому человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой.

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. В настоящее время идет активный процесс переосмысления предшествующего опыта и выработки новой модели развития.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным требованием, от которого зависит судьба цивилизации.

Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

а) исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

б) интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

в) человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

г) исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

д) совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции объясняется тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялось степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) пессимистическое;

б) оптимистическое;

в) альтернативное.

Пессимистическое течение представлено:

· концепцией замкнутых локальных структур (О. Шпенглер);

· теорией "технологического пессимизма" (Ж. Эллюль, Э. Фромм, Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.);

· концепцией "шока" от столкновения с будущим (О. Тоффлер);

· антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);

· учениями "консервативного обновления" начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер).

Оптимистическое направление оформилось в ряд концепций:

· "теория издержек роста" новой "супериндустриальной" цивилизации (Г. Кан, Н. Луман);

· концепция "информационного общества" (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Р. Кэртис, Д. Белл);

· "стратегия выживания" Римского клуба ( А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80 – 90 годы XX в.

В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей.

Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, "альтернативных движений" и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи "альтернативизма" пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников "альтернативистов" весьма значительная прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии "зеленых", пацифистов.

Философия в современном мире решает ряд методологически значимых проблем футурологии:

1. Обосновывает понятие "предвидение" и реальный прогностический процесс.

2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы.

3. Разрабатывает научные критерии предвидения.

4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки.

5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) процесс.

6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др.

Подводя итог, можно сказать, что человечество, как самоорганизующаяся живая система, методом проб и ошибок, подчас слишком большой ценой, ищет выходы их кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему.