Сложились разные подходы к пониманию этого вопроса. О некоторых уже говорилось. Сейчас остановимся на материалистическом понимании.

Материалистическое направление выделяет следующие источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир.

Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных понятий и образов. Такие образы несут в себе информацию о внешней стороне и сущности явлений. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивает контакт человека с нею;

2) социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов транслируется в индивидуальное сознание. Справедливо, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества;

3) духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни. В отсутствии непосредственных внешних воздействий, человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее;

4) мозг, как макроструктурная природная система, которая состоит из множества взаимосвязанных нейронов, обеспечивая на клеточно-тканевом уровне общие функции сознания;

5) космическое информационно-смысловое поле. Некоторые исследователи считают, что «мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию непосредственно из Вселенной»; « мозг связан с биосферой планеты и всей Вселенной двумя каналами – энергетическим и информационным». Отсюда могут и проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общем мировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание живущих (через сферу бессознательного).

Все источники сознания взаимосвязаны. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека и далеко не все, идущее извне (от общества, например), включаются в сознание.

Таким образом, источник индивидуального сознания это не идеи сами по себе, (как у объективных идеалистов), и не мозг, (как у вульгарных материалистов); источник индивидуального сознания это объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм общественного сознания.