Арнолд Джозефер Тойнби (1889-1975), английский историк и социолог, продолжил идеи О. Шпенглера и создал классический вариант теории локальных цивилизаций, которую изложил в огромной 12-томной работе «Постижение истории».

Ее суть сводится к следующему:

во-первых, Тойнби – религиозный мыслитель, поэтому история у него – это дело рук Бога, который реализует ее через существование человека и человечества;

во-вторых, в основе истории лежит взаимодействие мирового закона (божественного логоса) и человечества, поэтому она однонаправлена и ориентирована на постижение Бога через саморазвитие человека;

в-третьих, центральное понятие концепции – цивилизацияэто замкнутое общество, характеризующееся рядом определяющих признаков:

а) наличием религии, в организованной форме;

б) наличием определенной территории;

в-четвертых, в соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию (западная, 2 православные (византийская и русская), иранская, арабская, индийская, 2 дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, хокатанская, майя и египетская). Причем, семь цивилизаций – живые общества, а остальные четырнадцать – мертвые;

в-пятых, цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни слишком неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, которое способно повести за собой других;

в-шестых, каждая цивилизация проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся ее жизнь. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели;

в-седьмых, развитие цивилизации определяется «законом вызова и ответа», когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий, в свою очередь, нового ответа. Все вызовы делятся на:

а) вызовы природной среды;

б) вызовы человеческой среды.

Существует пять типов вызовов:

1) вызов сурового климата;

2) вызов новых земель;

3) вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения;

4) вызов постоянного внешнего давления;

5) вызов ущемления, когда общество утратило нечто жизненно важное для себя и пытается выработать что-то новое, возмещающее потерю.

Во всех случаях действует закон: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул»;

в-восьмых, развитие цивилизации дело рук творческих личностей или творческих меньшинств, которые организуют действие большинства на соответствующий вызову ответ. Активное меньшинство – это дрожжи в общем котле человечества. Их энергия заряжает массы и дает толчок грандиозным преобразованиям в истории того или иного народа;

в-девятых, гибель цивилизации не является следствием действия внешних сил. Она погибает от собственных рук, когда правящее меньшинство «загнивает», утрачивает творческие силы и энергию, а с ними и способность отвечать на исторический вызов.