Продолжая рассматривать проблему человека, целесообразно обратить внимание на совершенно различные истоки этого понятия, т. е. на разное смысловое содержание термина « человек », в различных языках народов Европы.

· Homo sapiens- (лат. термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха)) человек есть тварное существо из праха.

· Man – в западноевропейских языках произведено от «manus» (рука ), т. е. подчеркивается отличительная особенность человека - освобожденная от передвижения и “умелая” верхняя конечность.

· Человек – в славянских языках слово человек имеет корень «чело» , т. е. лоб, верхняя часть человеческого лица, приближающая его к творцу – способность мыслить и творить согласно замыслу.

Таким образом, даже этимологические характеристики человека в разных культурах несут различную смысловую нагрузку.

Философская антропология изучает человека, как особый род сущего.

Категория «человек» с философской точки зрения есть:

во-первых, абстракция, которая отражает общее, существенное, свойственное особому биологическому виду;

во-вторых, это название человеческого рода. Еще И. Г. Фихте отмечал, что понятие человек относится не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду. Человек есть результат природной эволюции, субъект и объект общественно – исторического процесса и самой разнообразной творческой деятельности;

в-третьих – это название отдельного индивида – представителя человеческого сообщества, на что обратил внимание еще Аристотель.

Отдельный человек (индивид) - это определенная субстанция – носитель разнообразных атрибутов:

· социальных;

· национальных;

· духовных;

· деятельных;

· рациональных, иррациональных;

· политических и т. д.

Отдельный человек оценивается и с гуманистически-нравственных позиций. М. Мамардашвили подчеркивал, что человек начинается с плача по умершему. Еще святой Фома утверждал, что Человек, его природа является испорченной и двойственной: он (человек) способен и к добру и ко злу. В действительности, Человек многогранное и сложное существо, заключающее в себе прямо противоположные качества:

· конечное - бесконечное,

· природное - социальное,

· сознательное - бессознательное,

· материальное - духовное и т. д.

Перед философами всегда стоял вопрос: каким существом является человек – материальным или духовным? В истории философии, исходя из ответа на этот вопрос сформировались две концепции:

а) натуралистическая (абсолютизировала природные качества);

б) идеалистическая (приоритет отдавала духовным качествам).

Сегодня утвердилось убеждение, что в реальном человеке заложено две программы:

1) инстинктивная;

2) социально-культурная.

Он одновременно принадлежит и животному миру, и к социальному.

Необходимо различать природные и социальные начала в человеке, а также понимать их соотношение, которое связанно с разработкой и разграничением таких понятий, как:

а) «природа «человека»;

б) «сущность человека».

1. Природа основа жизненных качеств человека. Вне человеческой природы нет человеческого духа, человеческой души. Без телесности не существует духовности.

Понятие «природа человека» указывает на природные качества:

· связь с неживой природой;

· связь с живой природой;

· связь с космосом;

· на его физиологические, физико-химические и др. свойства;

2. Понятие «сущность человека» отражает его особенность в сопоставлении с другими живыми существами. Сущность человека не совпадает с его природой.

Родовыми характеристиками Человека являются:

а) трудовой способ существования;

б) общение с помощью второй сигнальной системы (язык);

в) сознание.

Вечные человеческие качества: разум, духовность, социальность, творчество трансформируются противоречивым образом в процессе исторического бытия.

Понятие «человек» шире, чем понятие «сущность человека», а само познание феномена человека – неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы и способы его существования, развития, отличающие его от других живых существ.

Человек – существо универсально творческое, эта творческая деятельность проявляется в ее разнообразных проявлениях.

Человек есть феномен, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Благодаря наличию творческого начала, человек находится в процессе постоянного преобразования.

Понятие «Человек» отображает в своем содержании конкретно - исторические, социальные, национальные типы людей. (человек античной или феодальной эпохи; древний грек, римлянин, современный русский, украинец, лицо «кавказской национальности» и т. д.).